Московский государственный университет
имени Ломоносова
Институт переподготовки и повышения квалификации
преподавателей гуманитарных и социальных наук
На правах рукописи
Иванов Юрий Геннадьевич

Влияние природных факторов на процесс

вызревания целостной личности

Специальность 09.00.11.
социальная философия
Диссертация на соискание ученой степени
кандидата философских наук
 
/сокращенный вариант/
 
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор, действительный член Академии Гуманитарных Наук
Димов В.М.
Москва 2000 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретико–методологические аспекты изучения взаимодействия
природы и жизни человека
1.1. Философские (классические) представления о природе
1.2. Народная мудрость об органическом единстве природы
и человека: духовность в миропонимании П.К.Иванова
1.3. Вхождение человека в природу (методологический аспект
Глава 2. Проблемы целостности природы (мира) и человека
2.1. Эволюция научных представлений о целостности природы (мира)
2.2. Целостность и духовность — сущностные характеристики человека
2.3. Проблемы вызревания целостной личности:
ретроспективный опыт
Глава 3. Концепция целостного, духовного развития человека в единстве с природой. Опыт её реализации в системе воспитания
3.1. Структурные элементы концепции
3.2. Критерии оценки гармоничного состояния человека в природе
3.3. Природная школа развития личности: опыт и перспективы
Заключение
Список литературы
Приложения
 
Введение
Актуальность темы исследования
Целостная личность и факторы, способствующие процессу её вызревания - одна из самых фундаментальных проблем научных знаний о человеке. Не менее длительную историю имеет проблема взаимовлияния природы и человека. Эта история, если брать во внимание европейскую науку, точнее, её европоцентристскую направленность, то эта история представлена периодами споров о приоритетности влияния на человека то природных, то социальных факторов. Известно, например, что в обществоведческих науках бывшего СССР долгие годы господствовало признание только социального воздействия на человека и полное забвение того, что человек является органической частью природы.
Проблема вызревания целостной личности особенно актуализируется в современных условиях, когда бездумное вторжение человека в природу всё больше оборачивается и разрушением природы и саморазрушением человеческой личности, здоровья индивидов, этносов, всего человечества. Катастрофа станет неизбежной, если человек не изменит своего разрушительного отношения к природе и агрессивности по отношению друг к другу. Как многократно заявляли представители “Римского круга”, необходимо в широких масштабах воспроизведение таких человеческих качеств, которые исключали бы агрессивность, саморазрушение личности, самоуничтожение человечества. Это не только интеллектуальные качества, но и вызревание целостной личности, духовная зрелость человека.
Решение названной фундаментальной проблемы не может быть реализовано только с помощью научных знаний, тем более знаний узко европоцентристских. Эзотерические восточные представления о целостном человеке, понимающем свою созидательную роль во Вселенной и на Земле, необходимо использовать с большей эффективностью, чем прежде. Философские учения Тибета, Индии, Китая, содержащие глубокие знания о человеке, будут способствовать вызреванию целостной, духовно развитой личности.
Настало время обратиться и к отечественной народной мудрости о формировании человека посредством природных факторов. Научная мысль не может пройти мимо феномена Порфирия Корнеевича Иванова, который более 50 лет изучал влияние природных факторов на вызревание духовно содержательной личности, человека мыслящего, честного, доброго, созидательного. Любовь к Природе, к людям - основа учения П.К.Иванова, которое в конце своей жизни он кратко изложил в системе под названием “Детка”. Он писал: “Мне скоро исполнится 85 лет, 50 из них я отдал практическому поиску путей здоровой жизни. Для этого я каждодневно испытываю на себе различные качества природы, особенно суровые стороны её. Я полон желания весь свой опыт передать нашей молодёжи и всем советским людям.” Или ещё: “Совершайте правильные поступки...”, “покаяние своей грешной души в Природе”, “моя закалка -тренировка - это эволюция святого духа”, “не убивать, не присваивать, а жить за счёт своего терпения в теле”, “ не Природу беспокоить, а себя заставлять.”
Обращение П.К.Иванова к молодёжи и его личный опыт духовного и физического оздоровления изучаются автором диссертации уже более 18 лет, под его руководством работает школа “Природное развитие ребёнка”, написана учебно-воспитательная программа (15 п.л. Утверждена Министерством образования РФ)1 , функционирует Гуманитарный Центр Ивановых. Вслед за нашим центром десятки и сотни подобных центров открылись в разных регионах Российской Федерации, Украины, Киргизии, Белоруссии.
Таким образом, актуальность теоретической проблемы влияния природных факторов на процесс вызревания целостной личности подтверждается опытом реальной жизни.
Вместе с тем нельзя не видеть и такой проблемы, как весьма легковесное, зауженное, а порой неправильное толкование системы П.К.Иванова, влияния природных факторов на человека, его здоровье и формирование духовной зрелости. В практике многих оздоровительных центров из системы П.К.Иванова используется только опыт холодового закаливания. У массы людей складывается впечатление, что вся оздоровительная система сводится к этому опыту. А наука вообще не обращала внимание на рукописное наследие П.К.Иванова, в котором насчитывается более 250 тетрадей. В них он предстаёт мудрецом-философом нашего отечества, создавшем философскую систему взглядов на взаимоотношение человека и природы, на вызревание духовно богатой, нравственно воспитанной личности. Возрождение духовной ауры современной России невозможно представить без такого феномена, как самородок и самоучка П.К.Иванов.
Тема нашего исследования является продолжением и развитием мыслей П.К.Иванова о формировании человека под влиянием природы. К сожалению, очень слабо разработаны научно-философские основы природного воздействия. В частности, это относится к теоретико-методологическим аспектам изучения взаимодействия природы и жизни человека. В стадии постановки находится проблема целостности природы (мира) и человека, не решена проблема соотношения целостности и духовности как сущностных характеристик человека. Наконец, отсутствует концепция целостного, духовного развития человека в единстве с природой.
Всё сказанное приводить к выводу о необходимости глубокой разработки социально-философских основ влияния природных факторов на процесс вызревания целостной личности.
Человек, являясь продуктом космической эволюции, включен в природу в качестве особого компонента, непрекращающееся взаимодействие которого с окружающей природной средой и предполагает его жизнедеятельность.
Основой такого взаимодействия человека с природой является практическая деятельность, в процессе которой, путем приложения знания он присваивает вещество и энергию природы, преобразуя в формы, пригодные для своего потребления. Но в отличие от животных, которые адаптируются к природной среде, потребляя ее в предметных формах, созданных самой природой в ходе естественной эволюции, человек целенаправленно изменяет природу, формируя необходимые для себя объекты и процессы, чаще всего не возникающие в естественной эволюции природы и даже маловероятные для этой линии эволюции. Полученный мир преобразованных форм К. Маркс образно охарактеризовал как “неорганическое тело человека”; по сути выражающий понимание человека как существа, бытие которого определено его особой телесностью, включающей два взаимосвязанных компонента: биологическую организацию человеческого тела и его “неорганического тела”. Учитывая организацию такого неорганического тела человека, можно говорить об ином принципиально социально-историческом виде, приобретающим благодаря развитию искусственно создаваемой им предметной среды новые условия своего природного существования, новую экологическую нишу, выражая свою вечную интенцию к целостности с природой, - строить и дополнять модели природы, включая и понимая себя как необходимый ее компонент. Появляется новое знание. Инструментом, производящим знание объективного характера становится наука. Ценность научной рациональности заключается в таком познании, которое дает уверенность человечеству в возможностях приобретения новых качеств - способности регулировать природные и социальные процессы в соответствии со своими целями, изменяя при этом действительность своего бытия. Здесь категория научности понимается нами как необходимое условие процветания и прогресса человечества.
Следовательно, реализуемая в истории идея такого человеческого бытия, в котором человек приобретает все более существенную роль, преобразовывая мир реальной действительности, и есть стремление его самореализоваться в природе.
Данная абстракция человеческого бытия, попытка создания надбиологического техногенного мира, реализующего творческие интенции сознания человека не противоречит законам физики, но и не отражает целостность человеческого сознания как биологический факт эволюции, подтверждающий тождественность природы и человека. При этом в построении наукой картины мира наблюдается тенденция, когда наука, руководствующаяся исключительно своей внутренней логикой, становится обладающей саморефлексией, то есть развивающейся по своим собственным законам в полной изоляции от остальной культуры. Таким образом, наука утрачивает морально-нравственные ориентиры, выделяется в самостоятельную область культуры, которая предполагает критический ее образ и такие основания, которые ставят под вопрос само существование человека как природного существа. Такое объективное состояние, к примеру, отражается в человеческой культуре как противопоставление гуманитарного и естественнонаучного знания. Прогресс науки все более направляет вектор развития цивилизации в сторону техногенности, замещая при этом человеческую культуру и производя подмену гуманистических ценностей научной рациональностью. Такая подмена наукой цельной духовной культуры приводит к необходимости при изучении любой проблемы пренебрегать сложными взаимосвязями между предметом интересующей нас проблемы и прочей частью Вселенной. Результатом этого является ситуация, в которой в силу объективных причин можно выделить 3 глобальных проблемы, порожденных “неорганическим телом” человека в условиях прогресса науки техники: 1) проблема выживания в условиях современного оружия массового уничтожения; 2) экологический кризис в глобальном масштабе в результате конфликтной ситуации двух аспектов человеческого существования как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу; 3) проблема сохранения человеческой личности как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения (современный антропологический кризис).
Чем больше человек преобразует природу, тем в большей степени он порождает непредвиденные социальные факторы, которые начинают формировать структуры, радикально меняющие человеческую жизнь, и очевидно, ухудшающие ее.
Человечество, по сути, стоит перед выбором: первый вариант выбора — угроза материальному носителю человеческого сознания как следствие отчуждения человека от природы; второй – вера в целостного человека, выражающего имманентное единство человеческого сознания и его материального носителя, гармонично развитого, в его созидательные силы и прогресс.
Здесь уместно обратиться к пониманию природы человека. Вслед за В.И.Вернадским1 , А.Л.Чижевским2 и современными исследователями (Ю.Г.Волков, В.С.Пономарёв3, В.М.Димов4) автор диссертации представляет природу человека как космопланетарный, биопсихосоциокультурный феномен. При таком понимании природа человека сближается с природой реальной действительности. Стало быть, человек во многом регулируется теми же природными законами, которые действуют во Вселенной.
Для открытого человека в природе сотворчество с ней – есть разумное его свойство. Прогресс общества, судьба человечества непосредственно становится зависимым от прогресса человека как целостной личности, от его духовных качеств. Исходя из вышесказанного, творческая самореализация себя в природе, стремление к гармоничному развитию общества, понимаемому как создающему необходимые условия достижения этой главной цели человека, должно происходить через постижение внутренней логики самого человека. Решение этой задачи заключается в том, чтобы создать необходимые условия для самовыражения человека в природе, познания ее и творения в буквальном смысле слова. Здесь зрелость человека понимается как ответственность и сопричастность с природой, когда его интенции устремлены к собственному совершенству.
В результате эволюции взаимодействия человека с окружающей его природной средой, через механизмы биологической наследственности, человек имеет определенный запас жизненных сил, который может быть выражен в генетическом коде и в резервных возможностях организма, принцип действия которых развертывается в специфических условиях. И, подобно тому, как обмен веществ регулируется биологическими программами, заложенном в биологическом коде (ДНК, РНК), которые возникают в процессе эволюции и мутируют под влиянием внешней среды, подобно этому данные специфические условия регулируются особыми программами. Эти программы имеют биосоциальную природу, возникают и меняются в процессе исторического развития общества, дают возможность человеку стать человеком, а именно иметь самовыражение в природе на конкретном социально-историческом этапе. В повседневности такие программы воспринимаются нами как образ, через который человек проявляет свою устремленность, выраженную через извлечение опыта в процессе воспитания. Такие образы, хранящие и транслирующие данный опыт формируются, прежде всего, образованием и культурой, различными социальными факторами. Условием для этого служит фиксация духовного опыта человечества в особых знаковых формах, которые выражаются методами науки, созданными в состоянии познания бытия вне человека, отрешенно от него. Таким образом, возникает необходимость в формулировке новых задач в образовании, в котором философская мысль помогает осознать естественные процессы развития человека в полной мере, так как познает бытие человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла. Сам парадоксальный факт существования таких программ в теле человека и вне его подчеркивает взаимосвязь философии и науки, определяя их как составные части теоретического мышления как целостного природного фактора. Путь к формированию такой целостности состоит в том, что в человеческой жизнедеятельности возник особый внебиологический способ кодирования социально значимой информации, необходимого для воспроизводства и целенаправленного изменения многообразных подсистем общественной жизни.
Идея жизни в обществе отходит на второй план: занимаясь в основном производством материальных благ, мы теряем смысл жизни в своем самосовершенствовании. Для решения такого философского вопроса как смысл жизни, необходимо внутреннее устремление и внешние социальные обстоятельства направить на реализацию расширения сознания, на признание единства человека и природы, определив тем самым, вектор развития через принятие к действию закономерностей и алгоритмов их совместной коэволюции.
В настоящее время этим вопросам не уделяется должного внимания: в научной среде основы философии природы в стадии проработки. Этому посвящены работы А. М. Ковалева [74] и некоторых других авторов [84, 91, 92, 100, 136], в которых природная эволюция человека рассматривается, в основном, на уровне гипотез, а форма рассмотрения такой эволюции реализуется больше в критике, чем в исследовании смысла.
Утрата смысла жизни приводит к абстрагированию субъекта от идеи жизни, от самой жизни в процессе деятельности своего существования. Это становится определенным в условиях технического прогресса, выражая свое абстрагирование как вариант гибели человечества в результате коллапса своей неприродной эволюции “неорганического тела”.
Г. Парсонс писал о необходимости приостановить, а затем искоренить существующую тенденцию к разрушению, разработал конкретную программу сохранения человеческого вида с его планетарно-вселенским окружением на основе взаимопонимания, мирного сосуществования и сотрудничества. Это общеизвестные аргументы в пользу сохранения человечества, оказавшегося в состоянии кризиса.
Однако мало кто обращает внимание на кризисное состояние самого человека с точки зрения его здоровья и ухудшающегося генофонда. Еще Н.А. Бердяев подчеркивал, что человек покоряя и завоевывая внешнюю природу, изменяя, ухудшает и разрушает тем самым свою человеческую природу, которая приходит в состояние кризиса. Поэтому основной проблемой современной глобалистики с уверенностью можно считать проблему человека, его развития и будущего. Мы предлагаем концепцию развития человека в единстве с природой. В ней общество создает необходимые условия вызревания целостной личности: достигшей зрелости, как мера ответственности и тождественности с природой. Природа влияет непосредственно на человека в ходе естественной эволюции, образуя человека как саморганизующуюся систему. Влияние окружающей природной среды также выражается в тех факторах, которые являются по функции компенсаторными силами на искусственно созданные структуры человеческого бытия. Таким образом, природные факторы влияют на человека еще и опосредовано через “неорганическое тело” человека, его биосоциальный опыт, образуя тем самым определенную фазовую разницу воздействия природы на человека. Такая диахрония воздействия проявляется вследствие двойственного состояния человека в качестве компонента природы как биологическая данность и как результат искусственно созданной формации человеческого бытия. Это состояние высвечивает в человеке противоречивость опыта своей жизнедеятельности, кризис которого устраняется переживанием природы как устремленность к собственному совершенству, выражая тем самым, стремление “полноту всех совершенств создавать”. Иными словами, стремление к целостности ставит человека перед необходимостью открытия в себе мира природы, осознания природного в человеке и природы в целом, в состоянии которого он реализует свои творческие процессы в действенном сотворчестве с природой. Объективное состояние познания выражается наукой открытием новых законов природы, предоставляя возможность человеку коррелировать свой духовный, социальный опыт с компенсаторными функциями самой природы. Обеспечивает такое сознательное отношение общеобразовательный процесс, в котором философско-валеологические [47, 53, 54, 56, 58, 59, 62], а также морально-нравственные [44, 45, 52] императивы ведущие. Реализация в педагогическом процессе авторской программы природного развития ребенка [55] осуществляемая во многих педагогических коллективах дает положительные результаты на протяжении нескольких лет.
Над проблемами экологии человека, его жизнестойкостью, выживаемостью, восстановлением генофонда и разрушающегося здоровья работает Институт человека. Научные результаты констатируют тот факт, что наше здоровье стало намного хрупким, у человека нет больше той сопротивляемости к усталости и боли, к лишениям, что было в предыдущие периоды развития человечества; нет терпимости к отсутствию пищи, изменениям температуры, понижена сопротивляемость к внешним агрессиям, более чувствителен к инфекциям. Другими словами, мы не имеем той жизненной силы, что была у предков, хотя искусственным поддерживанием жизненных процессов, стали немного дольше жить. Следовательно наука нуждается в новом подходе, с помощью которого решались вышеуказанные проблемы. Степень успешности такого подхода видится в том, насколько человек вписывается природную картину мира, знания о природе и ее закономерностях, вживается в эту систему знаний, и вообще, насколько определены возможности человека в таком подходе открыться природному процессу в целом.
Состояние научной разработанности проблемы.
Проблема взаимодействия человека и природы, влияния природных факторов на личность рассматривается посредством различных подходов, из коих мы проанализируем общенаучные и социально-философские. По мнению автора, для понимания и решения любых частных проблем необходимо идти от “целого к частному”. Таким “целым” научно-философским знанием могут служить работы А.Л.Чижевского [131], К.Э. Циолковского [141], В.И.Вернадского [21], В.М.Бехтерева [11], Н.Ф.Фёдорова [123], Особенно рельефно влияние природных факторов на человека отражено в работе А.Л.Чижевского “Земное эхо космических бурь”.
Описание влияния природных факторов на психику мы находим в работах В.М. Бехтерева. Менталитет восточного человека, воспитанного в духе единства с мирозданием коррелирует с этой идеей. Этот менталитет базируется на знаниях функций человека как целостной системы, а пути оздоровления человека строятся на гармонизации отношений человека с природой. Из западных мыслителей ставил эту проблему Карл Юнг, из восточных философов — С. Вивекананда [89, с.120] и многие другие.
Разработка проблемы целостной личности под воздействием природы у современных авторов прослеживается в развитии “философии жизни” как “биофилософии”.
Осознание предпосылок к интегральному подходу к феномену жизни как назревшую необходимость концептуальной разработки новой философской картины мира, ориентированной на целостное осмысление феномена жизни, ее места и роли в бытии Универсума [13, с.6] отражено в работах Шаталова А.Т. и Олейникова Ю.В. [13].
Активно исследуется эта тема Институтом философии РАН, концептуальное обоснование её проходит под общим названием “Философский анализ основной биологии” [13, с.10]. Экологическая концепция проблемы разрабатывается Н.Ф. Реймерсом в книге “Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология” [101]. Философия природы рассматривается на уровне логики, и как новая парадигма культуры, космобиологии и других.
Социокультурные основы развития философии отражены в работах Р.С. Карпинской “Философия природы: коэволюционная стратегия” [70] и в очерке “Человек и его жизнедеятельность” [13].
Однако, как отмечает В.Г. Борзенков: “200–летний опыт существования и периодической взаимной смены этих установок должен сделать нас более осторожными в суждениях как о “пределах”, так и о “возможностях” научно–рационального постижения такой реальности как жизнь” [13, с.40].
Изучение человека “как единой функциональной системы, где высшим интегратором и регулятором действия разных уровней выступает доминирующая мотивация личности” выражен принципом доминанты, открытой в начале XX века А. А. Ухтомским [13, с.42] и отраженным в его концепции природы человека.
Предположение о том, что “новая коэволюционная познавательная модель, возникающая в конце XX века, станет мощным источником новых исследовательских программ — новой философии природы, новой философии человека, новой философии науки, новой философии культуры” [77, с.103], сделано в работах И.К. Лисеева [77], исходя из анализа генезиса становления новой философской парадигмы.
Методологические подходы в решении задач природо-целесообразного образа жизни уже дают определенные результаты. В настоящее время широко известны системы природной оздоровительной системы педагогов новаторов семьи Е.А. и Б.П. Никитиных [88], врача Н.Н. Амосова [3], природного практика Г.С. Шаталовой [134] и других популяризаторов здорового образа жизни. Философское осмысление своей системы дыхания сделано К. П. Бутейко. Разработанное им физиологическое обоснование базируется на философии и практике восточных оздоровительных технологий.
Единство человека и природы отражено в научно-обоснованной системе В. М. Димова [35,36,113], в которой синтезированы знания из философии, социологии, валеологии, педагогики и других наук. Его книга “Философия и социология здоровья” обогащает становление новой науки о природе и человеке. Состояние современного социального человека понимается В. М. Димовым как психосоциокультурный феномен; субъект действия руководствуется не только социально значимыми программами, но и стремлениями, в основе которых определяющее место занимает его психика. Форма такого состояния человека если и имеет динамику развития во времени, однако все устремления направлены на поддержание и сохранение физического и психологического равновесия субъекта, его активного долголетия. Может быть, поэтому В.М. Димов философию жизни в своей достаточно стройной системе выражает как философию выживания. Эволюция же социального человека происходит через усвоение социокультурного опыта человечества и в то же время, на взгляд диссертанта, параллельно с этим становление личности может происходить и путём проявления гармоничных природных состояний в человеке, а затем происходит их реализация в социокультурном феномене. Предполагается, что оба фактора влияют на человека одновременно, воздействуя на систему саморегуляции, в том числе и на психологический её компонент. Осознание же человеком своего места в природе, контроль внутренней стихии и управление ею позволяет ему более полноценно жить в мире.
Таким образом, в литературных источниках многие авторы поднимают проблему влияния природы на человека, выстраивают концепции их взаимодействия. Вместе с тем в указанной литературе мы не находим чёткого ответа на вопросы: какие природные факторы и каким образом влияют на становление личности? Происходит ли при этом духовное совершенствование человека? Наконец, как организовать сочетание, последовательность воздействия природных факторов на вызревание целостной личности? Указанная литература помогает в исследовании, но не решает проблемы.
Объектом исследования являются человек, общество и природа, их взаимодействие и развитие; процесс вызревания целостной личности в плане воздействия на нее природных факторов и дисциплин социально-гуманитарного цикла.
Предметом исследования явились теоретические концепции о взаимодействии человека с природой, метод естественного оздоровления человека с помощью сил природы и формирование целостной, зрелой, творческой личности, В качестве эмпирической базы использованы авторские исследования людей разного возраста (от 4 до 70 лет) разных социальных групп в количестве более 500 человек. В том числе проведён опрос экспертов (20 человек исследователей практиков системы П.К.Иванова). Изучались принципы, методы и формы адаптации организма и его закаливания в природных условиях, воздействие природных факторов на формирование целостной, духовно развитой творческой личности. Исследования проводились в дошкольных и школьных учреждениях, в ряде вузов, а также в отдельных семьях разных социальных групп на протяжении последних десяти лет.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования - в разработке новой социально-философской концепции влияния природных факторов на процесс вызревания целостной личности.
Задачи исследования:
— поиск вариантов наиболее эффективного взаимодействия человека и природы;
— анализ влияния природы на духовное и физическое развитие человека и его самосознание;
— создание оптимальной модели взаимодействия человека, общества и природы в виде конкретной программы “Природное развитие ребёнка”;
— определение собственного понимания целостной, духовно развитой, творческой личности;
— разработка критериев оценки уровня адаптированности человека к природе;
— анализ опыта сознательных устремлений человека по воздействием практики и мировоззренческих взглядов системы П.К.Иванова;
— определение эффективности влияния природных факторов на достижение равновесия функциональных систем организма человека, занимающегося природным оздоровлением;
— выявление соотношения динамики здоровья человека с вызреванием творческой, целостной, духовно богатой личности;
— описание способа реализации духовных запросов человека, выражающего теоретические и прогнозируемые элементы развития общества;
— разработка форм и методов реализации концепции в педагогической практике.
Научная новизна:
- 1. Разработана социально-философская концепция влияния природных факторов на процесс вызревания целостной личности, которая наряду с известными теоретическими основаниями включает новые теоретические и практические положения.
- 2. Получены новые результаты, позволяющие утверждать, что дозированное использование природных факторов (холодовые нагрузки, космические, солнечные, земные природные ритмы, набор космической и солнечной энергии, “природное” питание, оздоровительная ходьба и др.) формируют оптимальное физическое и духовное состояние человека, гармонизируют функциональные системы организма, развивают интеллектуальные способности.
- 3. Элементы новизны имеются в авторском представлении целостности личности, включающие не только социальные характеристики, но и учитывающие природные показатели биоритмов, биосоциальной энергии, природной конституции человека.
- 4. Определено собственное понятие духовно зрелого целостного творческого состояния человека в природе, способного раздвинуть горизонт человеческой жизни выходом на новые рубежи эволюционного развития.
- 5. Выявлено влияние здорового состояния человека на развитие духовно зрелой, целостной творческой личности.
- 6. Предложены новые подходы и педагогические методы освоения человеком сил природы.
Положения диссертации выносимые на защиту:
I. Концепция вызревания целостной личности на основе влияния природных факторов. Она представляет собой “новую метафизику”, включающую современные представления о Вселенной, о месте и роли человека в ней, об интегральной природе человека, о смысле его жизни, непосредственно связанном со смыслом существования Вселенной. Концепция целостной личности включает такие принципы, как единство истины и нравственности, познания и ответственности, общечеловеческих потребностей и индивидуальной свободы, органического единства природы и человека, природоцелесообразной деятельности человека. Концепция предусматривает постижение человеком своей подлинной целостной сущности и благодаря развитию природы, социальности и культуры, которые лежат в основе эволюции любви и разума. Концепция трактует целостность личности на основе интегральной природы человека как космопланетарного, биопсихосоциокультурного феномена.
Логика теоретической концепции такова. Реальное разрушение целостности природы и человека в ней - следствие того, что человечество пошло по пути, указанному технократами, которые не в состоянии принять природу и оценить её как фактор самосохранения человека. Необходим переход человека к природоцелесообразной деятельности, которая создаёт возможность сохранить динамически устойчивое состояние целостности системы “человек - общество - природа”. Это предполагает реальный процесс превращения биосферы в ноосферу (В.И. Вернадский, Тейяр де Шарден, А.Л. Чижевский, И.Т. Фролов).
Философская мысль, так или иначе, стремится определить место человека в природе. Научные поиски автора способствовали открытию и формированию принципов эволюционного перехода человека на более высокую ступень самоорганизации в ней. Самоорганизация природы выражена в человеке, а его зрелость (целостность) как состояние социального взаимодействия в ней, не может достигаться без участия природных сил. Обретение здоровья, продление жизни, повышение адаптации человека к окружающим условиям (климатическим, экологическим, социально-психологическим) невозможно без усиления связи с естественными силами природы, её ритмами, низкотемпературными нагрузками, естественно-природным питанием (а не искусственно созданными продуктами). Концепция вызревания целостной личности предполагает взаимодействие, единство морально-нравственной зрелости со здоровым психическим и физическим равновесием в природе. Уровень здоровья является одним из главных показателей такого равновесия.
Структура концепции раскрывается в следующей последовательности:
Теоретическая часть:
I. Природа в жизни человека.
II. Целостность человека и природы.
III. Вызревание целостной личности в единстве с природой.
Практическая часть:
I. Критерии оценки гармоничного состояния человека в природе.
II. Природная школа развития личности: опыт и перспективы реализации концепции.
Это концепция базируется на достижениях человеческого разума органично включающих и восточные воззрения и западную философскую мысль, а главное, нашу отечественную народную мудрость и научные изыскания, в частности, оздоровительную систему П.К.Иванова.
Концепция зиждется на научно обоснованном эксперименте, в ней реализуются материальные и духовные запросы человека, выражены теоретические и прогнозируемые элементы развития общества.
Главная цель человека - самореализация себя в природе. Если это происходит в единстве с общими космопланетарными процессами, то вызревание целостной творческой личности гармонично вливается в целостность самой природы. Творческая личность, в соответствии с концепцией, характеризуется зрелой самоорганизацией, отработанными механизмами адаптации и изменчивости в новых условиях. Это человек открытый природе, знающий законы её организации, умеющий экстраполировать естественно-природные знания на социальную жизнь. Постижение внутренней логики развития человека, а также алгоритма творчества природы в его теле и есть предпосылка и платформа для дальнейшего гармоничного творчества, которое через мышление и действия становится более природным и экологически разумным. Решение этой задачи заключается в том, чтобы максимально раскрыть человека действию самой природы в нём, в познании её и творенья в буквальном смысле этого слова, своей жизни в согласии с ней. А зрелость человека наступает в тот момент, когда он видит и понимает свою сопричастность и ответственность в таком творческом действии, когда его вибрации в эфире пространства разумны, уравновешены и устремлены к совершенству.
II. Непременным условием вызревания целостной творческой личности является здоровое уравновешенное состояние человека. Критерии равновесия — открытость природному фактору, адаптированность и умение сохранять свои функции в норме.
III. Духовно зрелое, целостное творческое состояние человека в природе позволяет ему разумно строить свою жизнь, действовать в согласии с природными ритмами, не нарушая единство природы и осознавать свою ответственность в ней.
Вышеизложенная логика определила структуру диссертации, в трёх главах которой рассматриваются теоретико–методологические проблемы влияния природных факторов на формирование целостной творческой личности, описывается непосредственно экспериментальная работа в этом направлении и предлагается концепция целостного развития человека в единстве с природой. Представлены таблицы данных исследований, схемы и модель взаимодействия человека с природой. В приложении представлены краткое описание разделов учебно–воспитательной программы “Природное развитие ребёнка”, анкеты опроса людей о состоянии здоровья и необходимости внедрения школы природной саморегуляции в учебно–воспитательный процесс.
Апробация работы осуществлялась через публикации промежуточных результатов на научных конференциях по исследуемой проблеме, на методологических семинарах преподавателей вузов, обсуждение на заседаниях кафедры социологии и политологии ИППК МГУ. Консультативная работа по диссертации проходила на кафедре социологии и политологии ИППК МГУ.
Апробация идей осуществлялась в ходе чтения спецкурсов на авторских семинарах, проводимых на Украине, в Киргизии, Белоруссии, России для работников системы образования, для студентов Самарского государственного педагогического университета.
Представляется, что научные результаты исследования могут найти применение в осмыслении дискуссионных проблем гуманитарного знания – методологии, социальной философии, философии, валеологии. Излагаемый материал может быть использован при разработке университетских курсов по социальной философии и философской антропологии.
Основные положения диссертации изложены в работах автора:
1. Учитель и ученик (монография) СамГПУ, Самара 1999. 20 п.л.
2. Природное развитие ребёнка. СамГПУ.1999. 13 п.л. (соавтор Иванова А.А.)
3. Развитие духовно-энергетической личности в процессе оздоровления природными факторами. VI Нац. Конгресс по проф. медицине и валеологии. С.64 СПб, 1999 0,2 п.л.
4. Концепция школы природного воспитания молодёжи. Информационно-методический вестник Луганского института усовершенствования учителей , 0,35 п.л.1996.
5. Проблемы природной эволюции. Вестник Восточно-украинского государственного университета №6 (10), 1997. 0,35 п.л.
6. Новые подходы в подготовке педагогов валеологов. VI Нац. Конгресс по проф. медицине и валеологии. С.62 СПб, 1999 0,2 п.л. (соавторы Иванов Г.И., Дидуренко Л.П.)
Общий объём публикаций более 50 п.л.
------------------------------------------

1 Иванов Ю.Г. Учитель и ученик. Природное оздоровление по системе учителя Иванова.—Самара: СГПУ—1999.
Иванов Ю.Г., Иванова А.А. Природное развитие ребёнка. Учебно-воспитательная программа. — Самара: СГПУ— 2000.
1 Вернадский В.И. Биосфера.М.—1967; Он же: Живое вещество.М.—1978; Он же: Проблемы биохимии М.—1980.
2 Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь.М.—1989.
3 Волков Ю.Г.Поликарпов В.С. Интегральная природа человека. Ростов-на- Дону,1994.
4 Димов В.М.Философия и социология Здоровья. Алматы—1998.


«Влияние природных факторов на процесс вызревания целостной личности».
Диссертация
 
Полный вариант работы
[208 kb, Скачать]

 

 

 


Другие работы:


Автореферат диссертации


Главная страница

 Новые материалы
    
Авторская страница        Ю.Г.Иванов
       А.А. Иванова
       Е.И. Кардаш
   Энциклопедия Учителя П.К.    Иванова
   
    Наш архив
        ДО "Истоки"
  НВЦ "Здоровье"
        Конференции и чтения (МР3)
    Педагогика
Фоторепортаж
    Табло