Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Самарский государственный педагогический университет
 
 
 
Ю. Г. Иванов     А. А. Иванова
 
 

ПРИРОДНОЕ   РАЗВИТИЕ   РЕБЁНКА

 
УЧЕБНО–ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
 /сокращенный вариант/
 
полный вариант работы [скачать]


                Актуальность предложенной программы «Природное развитие ребенка» обусловлена рядом неразработанных вопросов в педагогике, связанных с формированием принципиально нового взгляда на взаимоотношения человека с природой на нравственно-духовной основе, а также отсутствием реальных методологических разработок в этой области.
            Данные материалы, несомненно, представляют интерес для дошкольных работников, учителей начальных классов, исследователей, работающих над вопросами природного оздоровления молодежи. Программа содержит описание опыта работы некоторых коллективов и педагогов, долгое время внедрявших элементы данной программы в учебно-воспитательном процессе, что говорит о реальной возможности её внедрения.
            В целом, идея организации и создания системы природного оздоровительного воспитания интересна и прогрессивна, и требует серьезного отношения и глубокого внимания со стороны руководителей системы образования.
 
Из рецензии доктора философских наук, профессора кафедры социологии и политологии института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ им. М. В. Ломоносова, В. М. Димова.
 
Проект отличает гуманизм, преемственность и культуросообразность с основным процессом обучения, возможность индивидуального и вариативного использования методик. Культурологический пласт проекта может позволить в рамках учебной деятельности решать актуальный вопрос емкости взаимоотношений учителя и ученика, природной открытости друг другу. Более широкое знакомство со здоровыми традициями и обычаями народа на основе идеи укрепления связей культурно-исторических времен может помочь более полному и плодотворному формированию мировоззрения ученика как гражданина, что должно являться главной из составляющих образования.
Выводы авторов о том, что здоровье – это категория нравственная более, чем физическая, предполагают активизацию усвоения норм жизни в обществе, создание предпосылок к духовно и физически оптимальному состоянию ребенка, более полной реализации творческих способностей и генетических задатков. Здоровый человек может в большей мере воспринять социокультурные, научные и технологические достижения, активно действовать в динамично изменяющихся условиях соразмерно своим возможностям и согласно потребностям общества.
Вариативность методик оздоровления предполагает перспективу более успешного решения вопроса мобильности и мотивации учебного процесса. Образованию нужны новые педагогические здравоохранительные технологии, и предлагаемый проект, основанный на оздоровлении с помощью природных факторов, может дать хорошие результаты в системе традиционных подходов к этой проблеме.
 
                     Из рецензии кандидата  педагогических  наук, доцента, зав. кафедрой        педагогики Славянского государственного педагогического института
 В.И. Сыпченко
 

ВВЕДЕНИЕ

 История развития человека всегда была связана с природными процессами, происходящими на Земле. Уже имеется достаточно доказательств, что Вселенная, Земля и Человек имеют единые качества, они схожи между собой во многих отношениях. Любое отклонение от природного ритма вызывает напряжение, борьба в природе порождает конфликты и приближает к смерти.
Постепенно человек отошел от естественного хода своей эволюции, ушел в «теплое и хорошее», тем самым нарушил диалектику своей природы. Особенно это стало заметно в последнее время. И очень жаль, что страдать от этого стали, в первую очередь, дети. Природное воспитание ребенка, который рождается матерью для жизни, заключается в том, чтобы он сохранил и развил в себе те естественные качества, заложенные природой, которые есть в неумераемой эволюции Земли и Вселенной.
Как бы ни казалось, что природный образ жизни человека является логичным и само собой разумеющимся, все равно перед родителями и обществом встает вопрос — каким воспитать ребенка, чтобы он не болел, разумно развивался, был счастливым? И в этом многому надо учиться, во многом пересмотреть взгляды на жизнь. И если на память придут личные воспоминания детства, радость купания в прудах, речках, обжигающая роса и свежий ветер которого заложили то, чем сейчас, как багажом, живем — есть надежда, что в это войдут и наши дети.
Возврат к природе, о котором так много говорят, дает ребенку новые качества, его мышление становится более разумным и гибким. Учиться в природе гораздо важнее, чем в школе, пионерском лагере или компьютерном центре. Здесь закладываются основы здоровья человека. Природа тут же дает ответ на любой вопрос, важно найти с ней общий язык. Природа — это мысль человека. Когда на первое место выйдет не приспособление к «плохому» и борьба с ним, а разумное влияние собой, своими мыслями, чувствами и поступками на людей, на природу, которые при этом не будут страдать, тогда многое изменится в нашей жизни. Это будет сознательное бытие. Девиз: «Свое поставить и никому не помешать» возродит в людях новое отношение друг к другу, к природе, откроется душа и сердце каждого человека, он будет делать меньше ошибок, следовательно, и меньше болеть, сумеет продолжить жизнь в новом, а может быть, и в небывалом эволюционном возрождении.
Первые «золотые ступени» вхождения в природу мы и предлагаем в этой работе. Дальнейшее развитие природного оздоровления человека будет определяться коллективным и личным опытом каждого, кто станет на этот путь. Начало природной практике положил Порфирий Корнеевич Иванов, система, разработанная им, получает широкое распространение в нашей стране и за рубежом.
Система П.К. Иванова не была своевременно хорошо изучена, а он часто сам необоснованно преследовался в то время, как в его методике закалки тела и духа, которая коротко изложена в 12ти правилах «Детки», заложен весь смысл здорового образа жизни, новое мировоззрение.
«Мне скоро исполнится 85 лет. 50 из них я отдал практическому поиску путей здоровой жизни. Для этого я каждодневно испытывал на себе различные качества природы, особенно суровые качества ее. Я полон желания весь свой опыт передать молодежи и всем людям. Это мой подарок им. Если можно, прошу Вас написать мои советы в газете или журнале. Сердечное Вам спасибо».
 Иванов Порфирий Корнеевич.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

КОНЦЕПЦИЯ ШКОЛЫ «ПРИРОДНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

Появление концепции школы природного развития молодежи обусловлено необходимостью дать адекватный ответ на происходящее в окружающем мире и обществе.
Наиболее тревожные мировые процессы несомненно связаны с регрессом здоровья народа и состояния окружающей среды.
Выход из создавшегося положения видится в том, что определенная часть общества может взять на себя роль катализатора нового процесса, основанного на поддержании социально–биологического равновесия в природе и направленного на разрешение социального кризиса, приводящего к распаду всех материальных структур общества.
Видение хода дальнейших событий неясно для большинства людей, эскалация материальных потребностей порождает тупиковую ситуацию. В этих условиях нужны новые подходы в определении целей и задач развития общества. В отличие от многоголосого хора тех, кто полагает перспективной и устойчивой тенденцию к уменьшению роли природного фактора, мы исходим из противоположных представлений. Гармонические, резонансные отношения с природой основа жизни и эволюции человека.
Авторы полагают, что могущественным фактором преодоления дезорганизации социального мира и природной среды является человеческое мышление, живущее по природным законам. (В дальнейшем мы будем пользоваться термином — «природное мышление» и рассматривать его в деятельности Школы природного воспитания молодежи, как один из узловых). Созданию условий для проявления людей, мыслящих природно, и должна служить школа, концепция которой предлагается. В результате деятельности такой школы рождается принципиально новый взгляд на взаимоотношение человека и природы, взаимоотношение учителя и ученика, а также пересматривается соотношение образования и воспитания к увеличению доли последнего, причем на нравственно–духовной основе.
Формирование природного мышления происходит под влиянием конкретной практики в условиях качественно новых взаимоотношений между учителем и учеником. При этом роль биоэнергетических процессов резко возрастает, и на первый план выходят самосовершенствование и накопление энергетического состояния организма. Это приводит к более раннему становлению молодого человека в обществе, определяет независимость в природных условиях, увеличивает уровень здоровья и направленно формирует его завтрашний день.
Роль учителя в школе природного развития молодежи отличается от общепринятых понятий. Учитель в первую очередь учит себя сам. Такой подход изначально снижает давление человека над ребенком. Здесь важнее физико–биологическое развитие энергетики мышления Учителя, увеличение его открытости в природе, т.е. в людях. Слово «Учитель» должно восприниматься как Учитель себя, как процесс своего развития, влияющий на окружающее и, в первую очередь, на ребенка.
Что же такое природное мышление? Сам термин трактуется нами не в формально–логическом, а в эволюционном плане. Содержание термина наиболее глубоко раскрывается в контексте природной оздоровительной практики, при вхождении в неё. Главное в том, чтобы мышление и действия человека соответствовали природе Земли в целом, не шли в разрез с её эволюцией.
Природное мышление — это мышление, отражающее здоровое состояние тела. В напряженном и искаженном теле нет ясности и гармонии мышления.
Природное мышление — это мышление кругозоркое, охватывающее как восходящие, так и нисходящие энергоинформационные потоки, постигающее естественное и сверхъестественное одновременно.
Природное мышление — мышление, преодолевающее блокировки сознания, т.е. преодолевающее жесткие эмоционально–диктаторские установки извне, которые приводят к возникновению ошибочных мутаций в теле, и, как следствие, к болезни и смерти.
Природное мышление — это видение событий, исходящее из характера мышления, его формы, энергетики, позитивности, уверенности и т.п.
Природное мышление — это прообраз возникновения абсолютно здоровых мыслей, что будет совершенно естественным для людей будущего.
Вектор природного мышления направлен на человека. Для ученика выход вере к Учителю. Процесс энергичного мышления гораздо важнее конкретных мыслеформ (для ученика). В ходе такого процесса ученик на своей базе благодаря повышению энергетики мышления сформирует цели и задачи. Природное мышление — равновесное, кругозоркое мышление. Это видение скорости опускания духа в материю, во времени, т.е. определение и материализация мысли в зависимости от характера и силы мышления, его зрелости.
Природное мышление — это видение человека в полной объективности (по телу — мысли, по мыслям — тело), это природное зеркало, отражение в теле души человека, а в душе — отражение действий тела. Природное мышление — это растворение «неприродного мышления», создающего оружие уничтожения, контроля за человеком и т.п.
Природное мышление — мышление, способное к обновлению, стиранию старых программ.
Природное мышление — это абсолютная вера в справедливость и добро, в природу.
Природное мышление — это залог бессмертного существования живой клетки, тела, это уход от фиксированных понятий, а соответственно, и от грубых точечных накоплений. Это движение, эволюция.
Природное мышление не имеет оценки на материальной основе, его нельзя включить в ряды формальных понятий — это процесс.
Образование и развитие природного мышления и соответствующей ему деятельности учащегося — ядровая часть концепции «Школы природного мышления». При этом само понятие школы можно не ограничивать рамками среднего образования, а имеется ввиду школа от рождения человека до выхода его в свет.
Решению этой задачи призван отвечать умственный образ школы в целом, векторы ее деятельности, их содержательная характеристика, механика взаимодействия, координация и субординация.
Решению этой задачи призван отвечать устав школы, учебный план, программы учебных дисциплин.
Воплощение концепции предполагает переформирование коллектива учителей, положивших в основу своей деятельности принципы природного мышления.
В содержательном отношении школа природного развития сочетает в себе подходы, характерные для современной общеобразовательной школы и специфические подходы нового природного потока мышления и действия.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ПРИРОДНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

Глава 2. Валеология. Изучение основ здорового образа жизни

Программа подготовлена для работников народного образования и посвящена развитию валеологического направления в духе природного оздоровления молодежи. В ней отражены современные тенденции и взгляды на процессы формирования здоровья детей в условиях дошкольных и школьных учреждений, даны основы воспитания и обучения подрастающего поколения, соответствующие нормам здорового образа жизни.
Авторы ведут речь об обычаях народа, о реальной жизни коллективов педагогов, о содружестве взрослых и ребят, об обращениях к своему роду, национальной культуре, о портрете здоровья и о многом другом, что является актуальным и важным в реализации валеологической учебной дисциплины. Важно, что предлагается курс как одно целое — от дошкольного возраста, через среднее образование до высшего, к последипломному
 
Данная программа объединяет в себе несколько направлений, которые предусматривают:
·       введение специалистов народного образования в валеологическую практику;
·       переподготовку кадров философско–валеологического профиля;
·       организацию воспитательно–валеологического процесса в дошкольных учреждениях;
·       введение уроков валеологии в общеобразовательных школах.
К учебно–воспитательной программе прилагаются в качестве дополнительного материала «Концепция школы природного развития ребенка», рекомендации по отдельным разделам курса валеологии (закаливанию детей, массажу, народной медицине, оформлению учреждений и т.д.).
Цель валеологической программы — развитие кругозоркости мышления человека, творчества, любви и открытости по отношению к природе, обществу, человеку. Формирование чувства ответственности за природу, общество, семью, будущее. Формирование у ребенка, ученика, студента и учителя духовно–энергетического потенциала, развитие самостоятельности в решении задач как у педагогов, так и у учеников.
Задачи:
·       Саморегуляция человека.
·       Углубление профессиональных валеологических знаний.
·       Усиление гуманитарной подготовки.
·       Воспитание эндоэкологических и экологических умений и знаний.
Отличие в подготовке специалиста природного оздоровления — валеолога:
·       Личная постоянно развивающаяся программа самосовершенствования в духе и теле.
·       Учитель должен быть способен откликаться на потребности ученика.
·       Педагог должен быть практиком.
·       Освоение учения П.К. Иванова.
·       Освоение эволюционного природоведения, социальной экологии и эндоэкологии.
·       Способность к проведению педагогической работы как организатора социальной жизни — переструктуратора.
Программа эволюционной природной валеологии предусматривает открытие перед слушателями идеи и реальных путей вхождения человека и общества в новые потоки эволюционного процесса, в котором формируется кругозоркое мышление, здоровье и динамическое равновесное природное состояние. Данная задача расширяется в условиях изменяющегося общества. В программе обосновывается сумма работ, обеспечивающих движение человека и общества по «золотым ступеням» эволюции (самосовершенствования).
В основу оригинального курса предложенной программы положена идея резонансного отношения человека с окружающей средой и сформулированные Учителем П.К. Ивановым следующие принципы жизни:
·       принцип эволюционной природной жизни;
·       принцип эволюционного воспитания и учения в природе;
·       принцип взаимоотношений в общественной среде;
·       практика «золотых ступеней» эволюционного развития;
·       природное мышление как фактор позитивного творчества и его духовно–материальных результатов;
·       принцип бессмертного существования живой природы;
·       принцип реализации независимого состояния в природе;
·       энергетические принципы развития живой природы;
В программе валеологии имеется пять разделов, а именно:
I.       Физическая среда. Энергостроение и динамика.
II.      Биоэнергетика. Физико–химические и биологические процессы.
III.    Общественные отношения и общность. Социальная среда.
IV.           Сознание, его уровни и формы.
V.    Воплощение идеи природного мышления в практику и педагогический процесс.
 
 
Курс представляет собой самостоятельную дисциплину. Авторы программы сознательно объединили в единое целое основы валеологии как для младшего дошкольного возраста, школьного юношеского возраста, так основы валеологии и для будущих специалистов — валеологов, прошедших подготовку в высшей школе и в системе последипломной переподготовки. Это дает возможность более преемственно осуществлять учебно–воспитательный процесс и таким образом поддерживать непрерывность валеологического образования.
При подготовке программы был использован передовой опыт ведущих педагогических коллективов стран Содружества, в частности, опыт валеологического образования в Самарском государственном педагогическом университете, валеология Санкт–Петербургского государственного университета педагогического мастерства, программы Запорожского государственного университета, Липецкого государственного педагогического института и некоторых других.
Отличительными чертами учебно–воспитательной программы, которая формировалась не столько на теоретическом, сколько на практическом опыте, являются выводы о том, что здоровье человека — категория, скорее, более нравственная, нежели чисто физическая. Именно в этом ключе построены разделы программы, предложены различные дополнения в качестве приложений. Большая роль отводится уровню и качеству взаимоотношения педагогов и учеников,. Не секрет, что здоровье детей во многом определяется и педагогическими технологиями, и уровнем здоровья самих воспитателей и учителей, и, главное, их биоэнергетической и нравственной открытостью друг к другу.
Накопленный опыт природного оздоровления во многих коллективах, семьях и у отдельных личностей дал возможность обобщить и сформировать практику учебно–воспитательной работы в педагогических учреждениях, значительно повысить эффективность оздоровления молодежи и во многом упростить сам учебный процесс, отказаться от многочисленных зарубежных методик, вывести на первый план народно–исторический опыт русского и украинского народа, опыт выдающихся личностей нашего времени, дать толчок к поиску раскрытия личности каждым человеком самостоятельно.
Программа предмета валеологии для общеобразовательной школы всех ступеней включает в себя как теоретическое обучение, так и практические занятия. Соотношение теории и практики 1 к 3. Общее число часов 1720, в том числе практических занятий 1188 часов с первого по одиннадцатый класс (по 108 часов каждый год).
Освоение материала школьниками оценивается системой контрольных заданий, а в старших классах сдачей зачетов.
В дошкольных учреждениях валеологическое направление имеет в основном воспитательную роль. Учебно–воспитательный процесс построен по типу сквозных линий и включает практические занятия по оздоровлению.
Все знания и умения в валеологии, которые приобретаются в учебно–воспитательном процессе, соответствуют единой модели эволюционного круговорота, в центре которой находится человек. Построение такого мировосприятия дает возможность человеку в любой конкретный момент жизни осознать и реализовать в себе и в обществе принципы природной инициативы, накопления, защиты и рождения, которые являются основой независимого здорового эволюционно–развивающегося природного человека.
 
 
 

Глава 3. Физическая культура: программа для начальных классов общеобразовательных школ и специализированных      учреждений  типа «Детский сад — школа»

( Программа разработана при участии Г.И. Иванова, кандидата педагогических наук, доцента, заведующего кафедрой валеологии СамГПУ и Н.А. Евстратовой, кандидата педагогических наук, ст. преподавателя кафедры валеологии СамГПУ)
 
Цель программы по физическому воспитанию в школе — способствовать формированию всесторонне развитой личности. Средством достижения цели является овладение школьниками основами личной физической культуры, под которым понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов; оптимальный уровень здоровья, физического развития; разностороннее развитие двигательных способностей; умение осуществлять собственную двигательную, физкультурно–оздоровительную и спортивную деятельность.
Программа по физическому воспитанию учащихся начальных классов опирается на ключевые позиции: здоровье и физическая подготовленность детей — важнейшие слагаемые здоровья и физического потенциала всего народа.
Под определением понятия здоровья понимается такое душевное, физическое и духовное состояние человека, которое обеспечивает его полноценное биосоциальное функционирование, физическую и интеллектуальную работоспособность и определение своей социальной значимостью происходящего в его окружении.
В школьном возрасте потенциально заложены возможности, которые необходимо направлять на воспитание стойкой потребности в занятиях физической культурой, стремления и умения улучшить физический статус, обеспечение физкультурной грамотности каждого. Обеспечить необходимый диапазон независимости от внешних условий, создать его механизм может помочь высокоразвитая физическая культура. Физически культурный образ жизни следует формировать с самого раннего возраста, так как именно в этом возрасте дети как губка впитывают информацию, глубоко усваивают ее, и, таким образом, у них легко образуются культурные привычки и потребности.
Данная программа построена на необходимости усиления природно–оздоровительной направленности физического воспитания детей. Это подсказывают факты, вызывающие острую тревогу за здоровье детей и заставляющие шире трактовать существующее положение. Так на каждую тысячу мальчиков 10–14 лет приходится 1200 обращений в год в медицинские учреждения, у девочек — 1300. Одна из главных причин — заболевание органов дыхания. Кроме этого, 43% учащихся страдают различными хроническими заболеваниями, 85% имеют нарушения осанки, 22% — реакцию на гипертоническую болезнь, 18% старшеклассников — повышенное давление. Специально проведенные исследования свидетельствуют, что 33% выпускников школ имеют ограничения по состоянию здоровья; до 50% школьников — различной степени нарушения опорно–двигательного аппарата; число детей с нарушениями осанки за 8 лет обучения в школе возрастает в 3 раза; 60–65% учащихся ежегодно болеют респираторными заболеваниями. К окончанию 10–го класса у 45% детей ухудшается зрение. Главной причиной этого является хронический дефицит двигательной активности детей, который тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Выявлена достоверная связь между заболеваемостью и физическим развитием детей. Школьники с низкой двигательной активностью имеют повышенный уровень заболеваемости вследствие снижения общего уровня функциональных возможностей и иммунитета. Анализ суточного бюджета времени учащихся общеобразовательных школ ярко показывает нехватку двигательной активности детей (всего 22–25% в сутки при минимуме 50–55%) и раскрывает причины снижения «генетического фонда» в здоровье детей. Так, статический компонент (действие в положении сидя,  стоя, в покое) составляет в сутки у детей 6 лет 75%, 7–10 лет 78%.
 
Длительное пребывание в сидячем положении, что сейчас является основным условием обучения в школе, небезразлично для организма, особенно в период его роста и развития. При этом средний прирост показателей физической подготовленности благодаря двум еженедельным урокам физической культуры, достигается за год лишь у 3% мальчиков и 2,2% у девочек. Это позволяет выполнить нормативы лишь 8% девочек и 21% мальчиков. Для выполнения необходимых норм большинству школьников нужны 4–5 кратные занятия, в старших классах на 80–90% потребуется 8–11 час. занятий в неделю. Серьезным препятствием на пути увеличения числа уроков физической культуры, как и других занятий физическими упражнениями, являются слабость материально–технической базы и неблагоприятные санитарно–гигиенические условия. Введение третьего урока дополнительно потребует миллиарды рублей. Массовое введение дополнительных урочных и внеурочных форм физического воспитания в настоящий момент является нереальным да и малоэффективным. Вместе с тем, необходимо найти пути изменения ситуации. И не только с помощью традиционной медицины, но и посредством целенаправленной активизации природных возможностей, развития иммунных сил самого человека. Для этого имеется такой основной путь, как изменение биологической природы человека, поднятие его «генетического потолка» и организация образа жизни средствами целенаправленной тренировки защитных систем, изменения рабочей учебной позы за партой, целенаправленными физическими упражнениями, закаливанием, дыхательной гимнастикой, самомассажем, использованием естественных факторов природы. Процесс физического воспитания должен строиться по пути интенсификации и оптимизации, направленной на повышение целенаправленности обучения и усиления мотивации занятий физической культурой; применения активных и творческих методов и форм обучения (проблемных, исследовательских, сопряженного развития кондиционных и координационных способностей акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программно–алгоритмического типа, групповых и индивидуальных форм обучения, круговой тренировки и др.).
Представленная программа содержит части физической культуры: базовую и вариативную. Базовая физическая культура — это основа общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Ею должны овладеть все школьники. Ведущими блоками содержания базовой физической культуры являются знания и способы двигательной, физкультурно–оздоровительной и спортивной деятельности. Школьники получают систематические знания о здоровом образе жизни, советы о закаливании, способах направленного использования основных факторов физической культуры, ритме труда и отдыха, поведенческой регуляции, т.п.
Блок предусматривает знания о практическом овладении отечественной системой духовного и физического оздоровления, о средствах и методах сохранения здоровья; об основах самоконтроля за состоянием здоровья, способах его определения и оценки; изучение резервных физических возможностей; теоретическое овладение отечественной системой духовного и физического оздоровления. Такие знания формируются на уроках здоровья и уроках по физической культуре, где учащимся передаются знания, умения и навыки самостоятельного использования средств физического воспитания; знания о функциях и способах направленного использования основных факторов физической культуры, рационального режима труда и отдыха, правил закаливания. Форма и содержание занятий ориентированы не только на освоение знаний, но и на способы их практического усвоения, на способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала самого себя.
Теоретический курс с беседами и практическими семинарами служит базой для внеклассных и внешкольных занятий по физической культуре, формирует у школьников устойчивый интерес к занятиям двигательной активности. Красной нитью должно проходить совместное творчество педагога и ребенка, мотивация обучения, опора на побуждения ребенка, устремление его к достижению цели, к самосовершенствованию, красоте своей личности. Беседы педагога должны быть так же направлены на то, чтобы дети сами стремились преодолевать свои слабости, помогали друг другу, поддерживали в коллективе дух смелости, терпеливости, доброты, сочувствия, уважения, взаимопомощи и других природных качеств человека. В этом помогут педагогу и детям образы русских былинных богатырей: Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Микулы Селяниновича и другие, а также положительных личностей в реальном окружении.
Блок способов двигательной деятельности опирается на принцип, обеспечивающий дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с учетом их здоровья, физического развития, физической подготовленности, личных интересов.
Педагогу необходимо знать, что мышечная сила, выносливость, скоростные качества и ловкость в разные возрастные периоды развиваются не одновременно. Так, у мальчиков во время учебы в школе происходит интенсивный рост силовых показателей и выносливости. В период от 7 до 17 лет эти качества увеличиваются в 2–2,5 раза. Наиболее благоприятным периодом развития силы является возраст от 7 до 11–12 лет и после 15 лет. У девочек силовые показатели развиваются до 12–13 лет, а затем сила по отношению к собственному весу (относительная сила) снижается.
Особенно благоприятным для развития ловкости является возраст от 7 до 12–13 лет. Этому способствует высокая пластичность центральной нервной системы, интенсивное развитие двигательного анализатора, доверчивость детей, желание постичь мир взрослых.
Развитие скоростных качеств, из–за узкого диапазона жизненно необходимых движений, ­в основном заканчивается к 14–15 годам. Как свидетельствует практика, лучшим временем для выработки быстроты является возраст от 10 до 14 лет.
Самые высокие темпы развития гибкости наблюдаются в возрасте от 7 до 10 лет. Максимальная гибкость отмечена у девочек в 11–13 лет, у мальчиков — в 13–15 лет.
Для воспитания координационных, скоростно–силовых способностей, силы, выносливости и других физических способностей использованы результаты изучения сенситивных периодов их развития:
 
Нормирование физических нагрузок у детей предусматривает некоторое повышение относительно принятого сегодня оптимума, т.е. перевода их в зону «умеренного напряжения» функциональных систем, поскольку физические нагрузки, не вызывающие оптимального напряжения физиологических функций организма, не дают достаточного эффекта.
Обучение с помощью динамических поз.
В обычных условиях обучения детей младших классов (сидя за партой) заложено снижение двигательной активности, в сравнении с ритмом в детском саду, на 2,5–3,5 часа в день, т.е. примерно на одну треть общего времени двигательной активности. Переход на новые условия обучения с помощью построения занятий в ритме динамической позы обеспечивает естественно–оздоровительную направленность процесса усвоения. С целью повышения активности детей на образовательных уроках и эффективности обучения необходимо проведение занятий в режиме периодической смены позы «сидя» на «стоя». Доказано, что факт «динамизации» позы оказал наиболее благоприятное влияние на поддержание активности детей на уроках в сравнении с однообразной позой. Единство всего учебного процесса и физического воспитания в совокупности обеспечивают ежедневную физкультурную направленную двигательную активность учащихся.
Закаливание организма силами природы.
Одним из наиважнейших направлений физического воспитания детей является их закаливание, особенно к низким температурам, при котором происходит мобилизация защитных и активных сил организма, улучшается обмен веществ, координация основных функций жизнеобеспечения. Главной задачей этого направления воспитания является не только обеспечение необходимого уровня физической подготовленности детей, но и воспитание осознанной потребности в физическом совершенствовании на последующие годы.
В основу этого направления положено учение Порфирия Корнеевича Иванова. В его методике закалки духа и тела, которая коротко изложена в 12 советах «Детки», заложен весь смысл здорового образа жизни, новое мировоззрение.
Закаливая дух и тело, занимая свое место в природе, не нарушая равновесие в ней, побеждая свои природные пороки, оставаясь добрым, внимательным, отзывчивым по отношению к людям, ребенок достигает физического здоровья и душевного комфорта. Возвращение процесса воспитания и обучения детей к естественности, к природе позволяет по–иному посмотреть на дошкольное и школьное воспитание.
Развитие двигательной активности организма.
Способы двигательной деятельности включают основополагающие постоянно усложняющиеся, с учетом возраста и пола, двигательные умения и навыки, с одной стороны, имеют непосредственное прикладное значение, а с другой стороны, являются фундаментом для развития душевных и физических способностей человека, формирования потребностей и мотивов к регулярным занятиям физическими упражнениями, развития целеустремленных нравственных качеств. Одним из основных факторов, вызывающих преобразование деятельности сердечно–сосудистой и дыхательной систем в процессе онтогенеза, повышение рабочих и адаптивных возможностей развивающегося организма, является двигательная активность, которая играет одну из ведущих ролей в энергетическом балансе организма.
 
с. Ореховка, Луганская область. Ю.Г. Иванов, Райское место, 2009-2015 гг.
Яндекс.Метрика