Этнопедагогика и система П.К. Иванова – опыт и перспективы взаимодействия
Значение учения П.К. Иванова в жизни современного общества
Сегодня мы говорим о самых бесценных для народа запасниках из кладезя Природы – о здоровье человека. В последнее время много говорится о необходимости научного предвидения общественного развития, наступило время, когда многие парадигмы об устройстве Мира, о развитии человека, потеряв себя, по безосновательности смысла отступают, тают, а все науки благодаря планетарной идее жизни Иванова начинают сливаться в одну науку – науку о человеке. Все люди Земли являются в большей или меньшей мере соучастниками явлений, описанных в очень человечной книге - научной гипотезе Мерцающего Мира Ю.Г. Иванова: на современной научной основе разворачивается учение П.К. Иванова - новая парадигма Мироздания, правдиво и красиво влекущая человека к труду по пути эволюционного развития. Парадигма – это совокупность концепций, т.е. идей, принципов. Благодаря этому учению собственная природная закалка помогает нам увидеть многие человеческие поступки, и, прежде всего, свои, уже не просто как реакцию на ситуацию, а как проявления предыдущего многовекового субъективного человеческого опыта. Жизненный народный опыт - это феномен, являющийся саморегулируемым универсальным социокультурным явлением. Это такой тип рациональности, который феноменологическая социология считает первоосновой понимания действительности. А народный опыт природной закалки по Иванову – особенный феномен действительности: свободный от всякой организации и регуляции, он интегрирует в обществе множество взглядов и стремлений, исконно наших древних национальных традиций и социальных явлений. В тоже время опыт природной закалки выполняет и мощную актуальную функцию дифференциации общества, которая обеспечивает становление природного человека как активной открытой социуму системы.
В связи с вышесказанным опыт П.К. Иванова, связанный с миром объективной реальности и являющийся предметом серьёзного философского и научного осмысления, уже давно фактически стал действенным явлением и преобразующим фактором социо-культурной реальности. Активность реалии достижений системы Иванова видна благодаря самой реалии, она уже не только стала неотъемлемой частью нашей жизни, но передовой общественностью с гордостью рассматривается как национальное достояние.
Педагогика всех времён и народов мечтает о взращивании высших способностей человека, каковыми считаются гуманизм, человеколюбие, понимание, воображение, мышление, идеализация и проектирование. Иванов же подарил Свету осознание и практическое подтверждение того, что Природа и человек в сущности едины: Природа – по его мнению - это человек, общество, Природа человека – это его мысль, и сам человек всегда находится там, где находится его мысль. Природная мысль Иванова витает в Природе, волнует пространство, являющееся коллективной мыслью Вселян.
Если психология утверждает, что ни один человек не может дать адекватную оценку своему облику, то природное развитие человека, имеет пример, зеркало – образ Иванова. Мы дивимся подвигу и терпению человека, превозмогшего все невероятные трудности, которые только могут свалиться на русского человека, но выстоявшего в них! Мы всей душой любим человека, вобравшего в себя лучшие качества Природы и принёсшего человечеству природную идею мира и здоровья! Мы идём за человеком, который пошёл в Природу и сотворил себя из простого деревенского парня по образу и подобию идеала, который много веков живёт в мечтах и чаяниях наших соотечественников! Вглядываясь в его образ, как в живое зеркало, мы обретаем здоровье, учимся раскрыть свои сильные природные качества ради мира и красоты на Земле.
Мы дорожим своей отечественной практикой, основанной на жизненном опыте первооткрывателя, на его находке в Природе и передаче поколениям многотысячелетней исконно отечественной природной практики. Есть цель, есть результаты, и мы не видим ничего другого вокруг, так высоко поднимающего науку о человеке.
Во все времена основой развития нации, страны является образование. Первородная миссия образования - развитие человека и общества и забота о его внутреннем состоянии. Сфера образования отвечает за то, какого человека, какое общество, какой мир образует, созидает. Но большинство присутствующих здесь давно уже осознаёт, что состояние личного здоровья, физических возможностей, душевных личностных и интеллектуальных способностей находится в прямой зависимости от того образования, которое мы получили в своё время. Любой человек нашего сообщества не только сам теперь находится в прямой зависимости от потенциала, продукта нашей общей культуры и образованности, но и, являясь её носителем, многократно тиражирует её.
Классика педагогики «образование – не цель, а средство воспитания» не работает, воспитание в современном понимании – это больше давление, покровительство, навязывание человеку своих позиций и представлений. Учёные говорят, что за последние десятилетия научных открытий сделано в 50 раз больше, чем за предыдущие 500 лет, но система образования - область, на уровне философии образования построенная в основном на принципе предметно-конкретного мышления, является слишком консервативной. Её архаичные установки всё так же продолжают требовать от подрастающего человека механического запоминания множества неживых знаний, достоверность части которых не только не подтверждается практикой ребёнка, но уже давно опровергается наукой. А пока образование для масс, с оглядкой на так называемый мировой опыт, выполняет заказ государства дать ученику минимум знаний, сформировать некоторые умения, навыки, чтобы люди были законопослушны и могли выполнять элементарные трудовые действия. Внутри процесса стимуляции конкуренции среди учащихся гнездится потребительская идея, поэтому при открытости и чувственности детей и снижается их интерес к получению знаний. Именно на интерес ребёнка к преподаваемым знаниям и необходимо ориентироваться, поскольку большинство из того, что заставили запомнить, остаётся никогда не востребованным в жизни, а «ячейки» памяти и восприятия действительности заполнены, здоровье ослаблено.
Осознание обществом несостоятельности старой парадигмы образования, её модели с её идеалом в сущности абстрактного человека, налицо. В нашем Отечестве есть образовательный и культурный потенциал, способный создать систему воспроизводства идей, имеющих природное общечеловеческое значение. Есть и силы, и возможности, чтобы, используя всемирного значения ценности родной истории и культуры, в которых живёт опыт десятков, даже сотен тысяч лет жизни нашего народа, обернуть лицо к ключевым моментам опыта древней и современной отечественной педагогики и воспитывать такое поколение, которое обретёт силы для возрождения Державы. Но для начала необходимо всем миром сознательно, пристально глянуть на уровень здоровья народа, на уровень общей культуры, определить цивилизационную социо-культурную значимость нации в мировом сообществе и взять на себя ответственность за саму систему образования, за внутреннее её содержание. Тому, кто берёт смелость и ответственность за свои действия, терпеливо и старательно выполняет уроки Природы, она открывает свои знания и тайны.
В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (1948г.) определение здоровья описывается как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, но истинное понятие здоровья выходит далеко за рамки, определяемые таким образом. В сознании народа всегда соотносились понятия нравственного и физического здоровья, и всё яснее становится, что здоровье каждого члена общества во всех своих проявлениях является не только личной человеческой бесценностью, но и первостепенным фактором устойчивости нации и её безопасности.
Понятие здоровья – полидисциплинарное, всеохватывающее, но в практике всеобщего образования не только не используется потенциал здоровьеформирующих, но даже потенциал здоровьесберегающих технологий. В стране, обладающей, как ни одна страна Мира, исконно отечественным мощнейшим здоровьесозидательным природным потенциалом, выверенным практикой, доказанным наукой, образование становится всё более здоровьезатратным и даже здоровьеразрушающим.
Идеи гуманизма витают над планетой, во всех без исключения развитых странах звучат призывы о реформах образования. На огромном пространстве нашего содружества, оплодотворённого в соответствии с исконным менталитетом гуманистическими идеями славянской культуры, вопрос об образовании стоит острее, поэтому возникли и условия для рождения новой концепции или даже парадигмы образования, хотя этот процесс внешне пока мало заметен. Педагоги, врачи, учёные стремятся на форумы разных уровней, на которых специалисты - практики и теоретики в области здоровья и оздоровления - ищут возможности и предлагают технологии сбережения и восстановления здоровья отдельного человека, поколения, общества, нации, народов. На уровне высоких научных и практических знаний, научных дискуссий и обсуждения путей решения научно-практических проблем оздоровления нации родились валеология, этновалеология, этнопедагогика. Новые специалисты понимают эту отрасль знаний о здоровье как науку о способностях человека быть, становиться, стремиться к совершенству. Поэтому и предмет её изучается не методами здравохранения, идущего от симптомов заболевания, недомогания и утомления, не методами биологии, исходящей из принципов строения этого уровня материи, или психологии, констатирующей факты душевного неравновесия в произведениях нездорового социума, и пытающейся помочь человеку адаптироваться к этому больному социуму.
Валеология, этновалеология, этнопедагогика – это новое движение, междисциплинарное научно-прикладное направление, только-только начинающее формироваться в самостоятельную отрасль научного знания и практики. Появление этих дисциплин есть проявление интеллекта, милосердия, патриотизма педагогов, медиков, поднимающих никем ранее не поднимаемые важнейшие, острейшие отечественные проблемы и находящих пути их решения на основе опыта отечественной же культуры. Эти дисциплины являются объектом и нашего интереса, потому что через них можно включить способность человека быть в естественно-природном состоянии, развиваться согласно природным возможностям, становиться хорошо развитым человеком: здоровым, сильным, смелым, разумным, радостно стремящимся к познанию и преобразованию Мира.
Самое великое богатство для человека здоровье, жизнь, счастливое творческое долголетие, и нет ничего на всей Земле дороже идей оздоровления, а тем более практики оздоровления и науки о созидании здоровья. Оздоровление – это прибавление здоровья, развитие у воспитанников через собственный пример интереса и системных потребностей в здоровом образе жизни. Цель эта комплексная, поэтому образовательные средства тоже должны быть комплексными: во-первых, это интерактивные оздоровительные технологии, культуроведческие по своей природе, во-вторых, должны быть природосообразное образование и здоровьеразвивающая образовательная среда. Поэтому образованию и нужно ставить задачи разработки научных основ оздоровления самого образования, образовательной среды, образовательных процессов.
Осознание биоэнергетической сущности такого закона Природы, как явление резонанса, подсказывает, что только в здоровом окружении человек может быть здоровым, и вопрос здоровья и оздоровления разрешим на основе решения вопроса о природном развитии личности. Развитие личности, её вызревание соотносится, во-первых, с благополучием среды, в которой родился и обитает человек, во-вторых - с социальной средой, в которой человек формируется как личность, в-третьих - с общим образованием, как основным фактором природного развития. Только такой интегрированный подход к рассмотрению здоровья обуславливает результативную методологию исследования факторов здоровья и внедрения оздоравливающих технологий.
Что же мы можем предложить для оздоровления и природного развития человека, ребёнка? Для начала оздоровительной практики существует апробированная во многих регионах содружества наша «Программа природного развития ребёнка» (показать), включающая в себя методику закаливания, программу по валеологии для дошкольных учреждений и общеобразовательных школ, программный материал по формированию и укреплению здоровья с помощью парт-конторок, методику проведения массажа, рекомендации осмотра осанки детей, её улучшения и исправления, гимнастику для улучшения зрения, советы для родителей и многое другое, что мы предлагаем педагогической и медицинской общественности, начиная с 1988-1992 года для оздоровлении себя и детей и для разворачивания деятельности Школы природного развития человека. Она дополняет существующую систему образования, раздвигает привычные рамки видения её функций и оздоравливает саму систему образования.
Под нашим кураторством работали десятки садов в Луганской области и в других регионах Украины, в России, Белоруссии, Кыргыстане. Востребованность этой программы подтвердилась на множестве встреч, лекций, семинаров, в сотнях писем от педагогов и родителей, и мы радуемся, когда в новостях и других передачах показывают детишек на снегу из Курска, Новосибирска, Бреста, Мурманска и многих других городов.
О том, что такое природное развитие, подробно говорится в нашей Программе. Но можно добавить, что Природное развитие – это множественность, многоликость собственных рождений при духовной мотивации каждого своего действия, и что природное развитие учащегося соотносится с саморазвитием учителя, являющегося примером духовного осознания происходящего. Введение детей в высшие сферы мышления человека, основанное на современных научных знаниях о законах Природы, развитии мышления человека, формирует осознанное отношение к тому, что любое слово, знания – это никогда неумираемая энергия. Это приближает сознание человека согласно его же вековечным заслугам к неисчерпаемому кладезю природный знаний.
Точка зрения народного опыта существенно отличается от точки зрения сторонников материальных интересов и материально-вещественных приоритетов развития общества. С её позиции история народа едина, и явления истории органично вытекают одно из другого. То же самое можно сказать и о народной педагогике, представители которой видят то главное, для которого они и находится в школе – они видят человека, через свой предмет открывают и для себя, и для своего окружения научную картину Мира.
Образность рукописей П.К. Иванова дарит подсказки, что же в личном и общественном опыте во всех сферах человеческой деятельности наших современников есть продолжением приобретений прошедших поколений. Исследовательский интерес к культурному наследию народа сквозь призму взглядов Иванова на сущность явлений помог присовокупить к нашему личному педагогическому опыту то из педагогического наследия предков, что может оказать существенную помощь в решении современных проблем в существующих ситуациях, субъектом которых, как органичная целостность, является весь наш народ-этнос.
Учитель мыслит природными всеобъемлющими категориями, и это побуждает его учеников в простом видеть вечное, и примеров осознания простой истины тысячи. Учитель, как настоящий русский учитель, не навязывает, а подсказывает, что наше окружение – наши заслуги. А в народе нашем ходит поговорка, ставшая досужей, что дети наше будущее. А ведь это очень древний наказ предков, ведающих о том, что в следующей жизни человек воплощается в той среде, которую народил и оформил в этой жизни. Родители, не заботящиеся о благополучии общества, оставят своих детей не нужными этому обществу сиротами. Первое общество ребёнка – это сад. Можно же всем миром посоветоваться и придумать, как предоставить ребёнку возможность приложить свои старания, чтобы его общественный дом и его окружение, благодаря ему, стало лучше? Покажите школу, в которой учителя и дети осчастливили друг друга и своё окружение? Не система образования должна диктовать обществу свои интересы, а общество имеет право заказать школу, в которой бы человек вызревал согласно своим природным возможностям. И вот фрагмент из нашего сценария праздника первого звонка в Ореховской школе 1998 года. Девушка Осень на правах главного действующего лица этого праздника предлагает познакомиться с основными задачами, которые может решать школа в будущем Году:
* Учителям и ученикам и родителям выработать совместный устав школы, чтобы родная школа стала школой чести человека, в которой все: и взрослые, и дети учились бы быть здоровыми, умными, добрыми, трудолюбивыми, смелыми, отзывчивыми, веселыми, чтобы школа стала школой саморазвития, самодвижения своих учащихся;
* Объявить конкурс на проект новой школы, в создании которого участвовали бы учителя, ученики, родители, и просто любой житель села;
* Испропросить помощи у известных педагогов и учёных, обратиться к опыту передовых школ страны;
* Проект должен предусматривать видение реальной школы: уроки и их тематика, организационные и воспитательные мероприятия, совместные педсоветы учеников, учителей и родителей, постановку общих задач и пути их решения, учебные планы, учебные программы, традиции, ритуалы, образ жизни.
Главной задачей, которую должны сейчас решить учителя, ученики, родители в непростой современности - это найти пути максимальной реализации природного потенциала каждой личности: и ученика, и учителя. Итак, от школы управления к школе саморегулирования, планирования, организации, семейной школы.
Кто за создание и жизнь новой школы?
Ответ:
Ребята, голосуем!
Проголосовали «За».
-Учителя?
Проголосовали «За».
-А родители?
Проголосовали «За».
Осень: Для этого предлагаем:
1. Сделать письменный опрос учителей, детей, родителей, какой мы хотим видеть новую школу.
2. Изучить материалы о концепциях новых школ.
3. Изучить опыт работы новых школ.
4. Обобщить полученные результаты и провести публичное обсуждение.
5. Выработать устав школы с внутренним самоуправлением.
Это было в 1998 году, в этом году мы почувствовали резонанс, но и формализм почувствовали тоже.
Именно в детском саду и школе формируются кадры и модель государственного устройства. Даже передача самого объёмного и изысканного набора существующих научных знаний не сможет сделать человека душевным, нравственным, научить думать о других и понимать смысл жизни. Не помогут модернизирование, реконструирование, реформирование. Педагогика задумана народом для того, чтобы её представители учили самое ценное, что есть у народа – детей - его будущее. Она призвана учить это самое будущее вникать в насущные задачи в жизни общества, участвовать в его преобразовании, призвана знакомить своих учеников с тем, что такое наука, научные открытия, чтобы соответственно им и развиваться.
Педагогика, выстроенная на знаниях о сущности природы человека, может предоставлять человеку возможность развиваться, во-первых, согласно его же собственным природным возможностям, во-вторых, в резонансе на лучшие достоинства в своём окружении. Только высокие самоощущения, высокие творческие жизненные ориентации, выливающиеся в созидательные действия, формируют адекватное окружение, и в нём мы и развиваемся. Когда каждый из нас поймёт, что каждая его мысль, чувство, дело всерьёз станет думать о том, что жизнь вечна, и о том, в какое общество он придёт в следующей жизни, будет кому позаботиться и о сохранении энергоресурсов, и о чистоте рек, и о природном развитии и себя, и молодёжи вокруг себя, способной к осуществлению позитивных социальных преобразований, к заботе о своей Державе.
В светлостремительном течении неповторимого детства и юности усваивается здоровый алгоритм взаимоотношений с людьми, и к истинному познанию человек подходит только через настоящую культуру и настоящую науку, через преемственность жизненного опыта предков, являющегося живой объективной реальностью. Изучение любого явления должно реализовывать естественно-природный исследовательский интерес ребёнка с самых малых его лет, а предметом анализа должны быть только природные силы, процессы, формы, (силы) и факты, вытекающие из сути жизни общества и являющиеся независимыми от исторических, а тем более от политических перемен. Природа и выбирает, и предоставляет возможность выбора, и если юноше, отроку, ребёнку предоставлена возможность в их собственном возвышенном стремлении к повышению качества личной жизни соотносить полученные знания с объективной реальностью Природы, рассуждать о них, осознавать их, исследовать, делать выводы, самостоятельно и соответственно уровню собственного развития ответственно принимать решения, то жизнь подрастающего человека, благодаря сочетанию утончающегося чувствования и логики со здравым смыслом, становится более плодотворной и полноценной.
Образование – это создание образа!
А какой образ видят наши педагоги? Образ прекрасного здорового творческого человека? Образ счастливой общности людей? Образ великой Державы? Образ плывущей во Вселенной Земли? Образование в Отчем доме, в родной Отчизне должно быть ликующим – кующем лик человека, лик Отечества. Истинное образование - это создание образа Лика Человека, согласно возможностям, предоставленным человечеству Матерью Природой. В культуре образования приоритетным должно быть формирование человеческого образа согласно его природе: душой человеческой славен Белый Свет, адекватно которой формируется всё наше окружение. Душевные, свободные, наполненные самыми сокровенными чувствами заботы о своём здоровье и здоровье окружающих, о культуре, об общем укладе, о расцвете Державы - это естественно-природные заботы, в которых развивается разум, обогащается сердце, укрепляются все созидательные силы.
Творец и Созида идут рука об руку.
Творчество без созидания – это манипуляция и неважно чем: предметами или чувствами людей. Созидание новой школы возможно лишь в русле утончения определённой образовательной логики и требует усилия педагогов, их внутреннего труда по овладению новой мировоззренческой культурой и проистекающего из неё понимания сущности природы человека. Какой же творческой, милосердной, активной должна быть позиция педагога, чтобы он был способен активизировать своих воспитанников к взращиванию себя, и чтобы эти посылки к саморазвитию были сильнее пока существующих толчков и давления извне. В Природе вызревают такие здоровые силы, благодаря которым личность сможет определять форму организации общества, будь то школьный класс или более высокая ступень общественной социальной лестницы.
Природное образование – это ежесекундное пожизненное образование себя в осознании, что ты являешься неотъемлемой составляющей всего человечества. Личность может поднять душевные устремления своих подопечных, если предметом образовательной деятельность являются творения Духа. Своим одухотворением личность может образовывать своих воспитанников путём включения их в реальное социальное преобразование, и притом только в той мере, в которой участвует сама. Духовное воздействие – это и есть воплощение! Духовный путь – это уровень высочайшей ответственности и самостоятельности!
Образование как создание образа происходит только при использовании природно-образных идей позитивного значения.
В древности строго сохраняли силу воздействия и мысли, и музыки, и слова, и рисунка, как энергетической формы-образа, и под покровительством Созиды создавались только созидательного значения произведения. В празднествах торжественная, оптимистическая музыка, хоровая песня имели много большее значение, чем слово. Использование инструментов, звучание которых соответствовало интегральному звучанию энергетических вибраций тел всех людей (в нашем теле на определённой волне генерируются энергетические вибрации: поёт каждая клетка и по своему - каждый орган) поднимало эту волну всё выше и выше и возвращало её, усиленную Вселенским потоком. И так бесконечно идёт встречная волна вдохновения до самого девятого вала. Жалобные, грустные музыка, песни сознательно не поощрялись, так как помноженное состояние печали, формируя среду, а значит будущее, составляет угрозу духовной целостности сообщества, государства, за этим обязательно следует и материальное разрушение. Следы этих знаний живут в традиции создания возвышенных гимнов, песен, их хорового исполнения. Слова «ще не вмерла Украина» по природным меркам не патриотичны и потенциально несут в себе угрозу народу. Гимн Жизни Учителя, мелодия которого, вобрав в себя традиции древних землян, звучит торжественно и смело, выражает оптимизм и надежды многих народов. Мелодия ведёт настрой на то, о чём говорят его слова, и многоликое звучание в Природе генерирует этот пласт из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. С гимном мы энергетически путешествуем в будущее, создаём в нём соответствующий энергетический задел. Напомню: «Там, где мысль, там и я». Ну, а о песнях типа «Ты от меня ушла», нужно сказать, что они разрушают мужскую сущность в Природе. Небо как мужское начало разума никогда бы не заплакало о Земле, потому что его никогда не предаст истинно сердечное женское начало. Небо дождями проливает не слёзы, а оплодотворяющее семя, и в первую очередь маленькие дети должны узнавать о любом явлении правду сразу и навсегда. Вот фрагмент одного из наших утренников.
Героиня Заря обращается к детям:
Весной мы с восторгом слушаем гром сверкающих колесниц Громовержца Перуна, и сердца наши ликуют, когда золотыми молниеносными стрелами с рёвом он раздвигает могучие тучи - проливается долго ожидаемый дождь. А потом в радужном Небе открывается ясный Лик Световита.
Восторгайтесь грозой,
Громом с сильных Небес,
Дети славные, дети росичей!
Мы потомки все Перуна-могучего
– повелителя грома и молнии
и русалки Роси -
Днепра бурного дочери!
И далее Заряница ведёт:
Народ ведает, что говорит, а говорит, что на первый грозовой дождь выбегайте, мамочки, со своими детишками - и малыми и большими, раздевайтесь все и купайтесь в небесном серебре! Ликуйте! От такого купания и детворе, и каждому расточку на Земле на рост и здравие Творец даёт силы большие! Народный опыт в обретении здоровья столь ценен! Весь народ, слыша первый гул Перуновой колесницы, целовал Ладушку Землю - его жену, а Весной она опять невеста! (целовал). От такого поцелуя уста алые становятся - от разделения праздника с Природой радости в сердце прибывает.
Заклики.
Конечно, это не совсем укладывается в существующий архетип педагогического мышления, и тиражируемые им стеретипы. Категории старой философии образования уже не работают, новые только формируются,соответственно только начинает обновляться новое методологическое и методическое оснащение педагогических технологий. В этих условиях необходим пересмотр устаревших понятий и принципов, а не привязка к ним. Необходим научный поиск, анализ реальных результатов апробации нового и распространение положительного опыта.
Старые категории не работают, а новые только создаются, и многие просто зависают, потому что искусственно прикрепляются к понятиям. Например, понятия «жизнь», «человек» - это цепочка взаимопереходов материального и идеального, понятия «Дух», «эгрегор», «поток» - синонимы, и мы идём в ногу со временем. С уверенностью можем сказать, что обилие так называемого фольколора слишком далёко от сознательного диалога с Природой. Внешне красиво, но мотивация - потребительское использование нравственно-энергетичиского пласта поколений сознательных людей, живших для общества, стяжательство на нём ради привлечения внимания сначала десятков, потом сотен и даже тысяч к себе одному.
В русле традиций предков, наши праздники для детей – синтез знаний и умений, обретённых детьми за предыдущий период, и это всегда сознательная светлая проекция будущего. Мы слышим сетования даже в самых ответственных педагогических кругах о том, что не находится ориентиров, с помощью которых можно было бы отойти от количественных подходов к оценке процессов. Ориентир - это культура, как культ «РА» - рождения разумного. Это личное создание своего образа в коллективе достойных из достойнейших. Если моё окружение - это мои заслуги в Природе, значит, я нахожусь в коллективе, которого я достоин?! В совместной учёбе в коллективе здоровых, сильных, я буду становиться здоровее и сильнее, уважая добрых, разумных, красивых, я и сам буду умнеть, буду становиться всё краше. Взрослым с их ошибками и ярлыками можно настроиться на подобную волну только всем миром, а пришедшие в первый класс дети подобную задачу воспринимают со всей открытостью и всем своим естеством. «Будем учиться на царевичей и царевен?» Восторженное и серьёзное: «Да!» - «А какой он, царевич? А какая она, царевна?» Отвечают, серьёзно, раздумчиво глядясь в себя и в вечность, и разумно. И этим создают свою мечту, мысленно проектируют цель. Главное, чтобы это была не формально реализуемая попытка заинтересовать (методика заинтересованности детей), а всерьёз. Достаточно в коллективе запустить механизм генерирующего начала, и начинается работа на идею природного развития. У кого успехи по чтению, он и пример, и помощник, и опекун всем остальным. Таланты веками наживают: у Баха в роду было до него 15 поколений музыкантов. Способности одного – это же биоэнергетический ориентир для окружающих, одобрение и признание ребёнку в радость, в естество - поделиться, помочь. «Ребята, кто у нас прекрасно читает?» «Кто красиво рисует?» «Кто быстрее всех бегает?» «Кто гибче всех?» «Кто вежлив, здоровается всегда со всеми?» «Кто аккуратно обращается с книгами, которыми будут пользоваться другие ребята?! «Кто любит прихорашивать девочкам головки?» «Кто приходит в самых чистых ботиночках?» «Кто красиво ест?» Отметим лучшее у каждого и помножим на одобрение всех и в итоге получим стремление всех подняться на подобный уровень! Каков уровень успехов класса?
А если рассказать, что главное в жизни человека, общества – это мысль, и мы оставляем след своей мысли, поэтому нужно оставлять светлое, радостное, разумное состояние, потому что в этом месте окажется другой человек? Думаете, дети маленькие и не поймут? Во-первых, они не раз за тысячи лет своей жизни были взрослыми, во-вторых, главное в мышлении человека – это образность, и у детей она ещё не заставлена привязанными к предметам понятиями. Вселенная - мощный живой организм – Древо Жизни, Океан, и сознание человека способно генерировать природные, т.е. созидательные мысли, как энергетические формы-образы. Расскажите детям, что белые ткани – это подарок снегов, данных Природой с самих Небес. Начните вышивать с детьми на полотне образы Природы, как заклики к ней о дарах будущего Года. А в Зимние Святки пойдите с детьми на берег реки, чтобы расстелить на снегу вышиванки и показать их Ладе и Небесам. Просьба к Природе – реалия, на которой была счастливо построена вся жизнь давнины. Природные образы узнаваемы генетически, они генерируют вибрации, и их видят слухом-взором или взором-слухом природные люди. Важнейшими ключевыми моментами человеческого бытия становится не деятельность, направленная вовне, а внутренняя сообщность, адекватная чувственность в определённых жизненных ситуациях, когда бы и где бы они ни происходили. В Природе существуют типические ситуации, которые сближают людей, даже если они жили и действовали в различные периоды истории, общественное действо проявляется в коллективном разуме и превращает людей различных эпох в соучастников и делает возможными безвременные отношения.
Время и пространство – это энергия деяний, каждое последующее состоит из двух предыдущих (закон Фибиначе). При понимании подобных явлений Природы наш современник может получить способы решения сегодняшних вопросов, и бесценным даром предков в этом смысле является то, к чему мы относимся, как к отдельным составляющим нашей культуры и называем языком, эпосом, обычаями и традициями, народно-прикладным творчеством и т.д. На самом деле - это божественно высокое Единое, в котором неразделимы и педагогика, и общественный и семейный уклад, державность и политика и, можно сказать, даже национальное благополучие.
Примеры, которые пригодятся в жизни
Культурологические знания – это мощная энергия, алгоритм решения жизненных вопросов, которые с помощью традиций закрепляют в сознании поколений парадигму жизнетворчества, аккумулирующуюся в материальных и духовных ценностях народа. Пристальный взгляд на педагогический опыт предков, внимательное его изучение в свете необходимости решения многих актуальнейших задач современности подарит каждому честному изыскателю бесконечное множество встреч со своей пробуждающейся душой и с душами многих светлых людей и прошлого и настоящего, просто осчастливит на всю жизнь, наполнив её новым смыслом, соединив золотой нитью вечности прошлое, настоящее и будущее.
Представление авторских книг.
Об образах многоликой Природы - «Лад Земли» и методички.
О языке - «Азбука росичей» и методички.
О развитии образного мышления и методичка.
Об утренниках.
Осмысление любого пласта культурно-исторической природной реальности как космопланетарного явления, будь то образ, предмет, праздничный обряд, даёт возможность ощущения его присутствия в себе и себя в нём. Можно представить несколько примеров из вечной копилки истинной народной мудрости, из которой черпай и ты: черпай, черпай – не вычерпаешь, а добавить - добавишь. /Фрагмент сказки о царевне, просившей мамок-нянек помочь ей исполнить волю царя и Ляли/.
Любая система развивается при равновесии между внутренним и внешним, и в обществе для природного развития человека необходимо расставить приоритеты. В решении проблем нашего общества и его расцвета опыт природной закалки мог бы сыграть значительную роль, да вот есть помеха народу в обретении здоровья и истинно природных знаний - оторванные от опыта, от практики и науки досужие догмы, к сожалению, пока ещё становящиеся прообразами нездоровых идеологических установок. Просвещение – это свет, но какой свет может идти от начальника, угрожающего судом и расчётом, если педагог появится на этом семинаре? Понятие «суд» от «суть». А если родители начнут судиться за искривлённые позвоночники, за больные головы, на наркоманию? А если общество начнёт судиться за миллионы беспризорников?
Идеи генерируются во временном пространстве. Есть идеи регенерирующие, т.е. стимулирующие рост, обновление, а есть идеи дегенерирующие процесс. При неблагоприятных условиях в биологической среде мутанты перехватывают инициативу у тех, кто осуществляет симбиоз, и на них начинают работать все остальные промежуточные особи. Так и в обществе. Чтобы началась регенерация ткани, нужно дать инициативу здоровым силам, и достаточно всего 3% регенерирующих идей, чтобы рабочие пчёлы обрадовались здоровому началу и принялись за работу. Смелость честных и творческих педагогов в осмыслении того, что первичны и существенны не догмы и даже не научные и философские понятия, которые изменчивы, а факты, вытекающие из самой сути жизни общества, позволит, наконец, по достоинству оценить современный народный оздоровительный опыт, шире развить и углубить его.
Дорогие педагоги и все остальные люди доброй воли! Чтобы человек развивался в соответствии со своей человеческой сущностью, мы с вами можем помочь:
1. Возвратить подарок Матери Природы – дать возможность Человеку повсеместно ощущать себя желанным её детищем, как неотъемлемой её составляющей, частицей Единого.
2. Подрастающему человеку открыть важнейший фактор - явление резонанса в Природе, чтобы существовать в постоянном естестве бытия и памяти о вечности и проективности мысли, знаний о том, что мысль, слово – это энергетическая форма - образ, живущий вечно и резонирующий на своё подобие.
3. Нести природные знания о том, что сознательное ясное образное видение ситуации уже изменяет её, и происходит воплощение идеи, а первостепенной задачей национальной педагогики должно стать стремление к формированию позитивности мышления, а целью – осознанная проекция счастливого общечеловеческого будущего.
4. Сделать главным вектором образования развитие, вызревание человека как природной личности - не учитель и ученик для системы образования, а образование для человека.
5. Развивать образовательный процесс на основе представления о явлении биорезонанса в Природе, и вовлекать в этот процесс все созидательные силы человека, будь то наставник или воспитанник.
6. Использовать биоэнергетический кладезь духовного наследия, переданного предками и сохранённого Природой, как природную составляющую сущности человека.
Тезисы об образовании.
Образование, как передача поколений поколениям опыта и знаний – основа развития нации.
Образование должно использовать идеи только позитивного значения.
Сфера образования полностью отвечает за то, какого человека, какое общество, какой мир созидает.
Образование должно быть фактором Природы, оздоравливающим среду.
Образование нужно Отечеству, народу, Природе, чтобы в природоцелесообразном синтезе воспроизводить ключевые характеристики опыта отечественной древней – исконно-природной и современной педагогики.
Образование есть система, если оно вводит подрастающего человека в высшие сферы природного мышления человечества, основанного на современных научных знаниях о картине Мира, о явлениях Природы, развития человека, его мысли, как основной созидательной силе Мироздания. Глубина восприятия Мира делает обширнее внутренние связи, поэтому в образовании необходимо создавать условия для соответствия внутреннего и внешнего.
Система образования может состояться, если она, наконец, станет системой воспроизводства тысячелетних традиций предков. А традиция – это эволюционное развитие человека, Земли!
Научиться жить одной семьей предложил Иванов, и в нашем сообществе «Райское место» мы набираем опыт коллективного бытия, познаём отечественные культурно-исторические ценности, которые вобрал в себя открытым сознанием Порфирий Корнеевич Иванов. Ему в этом как человеку Слава Бессмертна. Слава каждому честному человеку, стремящемуся стать здоровым, ибо этим он оздоравливает, облагораживает среду, способствует эволюционному развитию Человека! Человеку слава бессмертна!
с. Ореховка, Луганская область. Ю.Г. Иванов, Райское место, 2009-2015 гг.