А.А. Иванова

Образность и счёт

 

Методика 6

 (Сокращенный вариант)

Методические разработки
по этнопедагогике и народоведению
для педагогов дошкольных учреждений, школ,
других специалистов социогуманитарного знания 
 

Под редакцией: Г.И. Иванова, канд. пед. наук, декана валеологического факультета СамГПУ
и Ю.Г. Иванова, канд. филос. наук, доцента валеологического факультета СамГПУ

Автор: А.А. Иванова, ст. преп. валеологического 
факультета СамГПУ

Консультант: Е.Е. Козлова, социолог, н. с. Киевского международного института социологии
 
Рецензент:
 Ю.П. Паршин, к. п. н., доцент Самарской академии культуры и искусств

Предисловие

Предлагаемая работа является продолжением осмысления места человека в Природе, представленного в книгах (3–14) и предыдущих методических разработках автора (1–5). Принципиальным отличием работ автора является четкость мировоззренческой позиции, исходящая из нового научного видения картины Мира. Интегрируя «следы древних знаний» и новейшие достижения науки, автор разрабатывает новые подходы в методологии построения педагогического процесса. Эти подходы направлены на восстановление как целостности восприятия, утраченной при многодисциплинарности передачи знаний, так и целостности триады «человек–общество–природа».

Среди новейших достижений науки, на которые опирается автор в своих исходных положениях, важнейшими являются представления о космопланетарной сущности человека, гипотеза Мерцающего Мира Ю.Г. Иванова. Центральными понятиями являются понятия природного развития человека, природного мышления, резонанса с природными силами, природоцелесообразности. Безусловна гуманистическая устремленность автора. Но это не воинствующий гуманизм эпохи Возрождения; содержание понятия «гуманизм» в нашу эпоху иное. Оно заключается в поиске и разработке механизмов становления пути природного развития — пути, соответствующего сущности человека как существа космопланетарного, пути коэволюции Человека, Природы и общества.

В книгах автора «Русский счёт» и «Азбука росичей» из серии «Культура Души. Духовное наследие славян» ведётся речь о том, что «основой древней культуры являлось вызревание личности в условиях высокоорганизованного общества, развивающегося по законам Природы…» И мысль автора устремляется к поиску и воссозданию путей обретения человеком этих высоких качеств, передаче своего практического опыта, обоснованию и формулированию новых методологических принципов педагогики и разработке на их основе элементов качественно новых педагогических технологий. Достаточно взглянуть на оглавление книги, скромно названной автором «Методические разработки», чтобы увидеть, какой широкий круг вопросов рассматривается в ней, и какое новое освещение они обретают. В частности: «О природе звуков. Энергия звуков.Узоры звуков. О цвете звуков. О РА дуге. Цвет звуков речи. Цветовая гамма нотного стана. Голос. Музыка. Движения. О тактильных ощущениях. Об ароматах Природы».

Принципиальное отличие концепции автора при рассмотрении знакомых проблем станет понятным из одного примера. В представляемой работе проблемы взаимодействия человека и Природы: микро– и макрокосма рассматриваются на материале известного всем явления образного восприятия. Казалось бы, ясно, о чём речь, и вряд ли что–то новое можно о нём сказать. Но автор показывает нам, что образ Образу рознь: в принятых методиках развития эйдетических способностей представлены образы конкретно–предметного мира и индивидуального опыта; цель овладения способностями — лучшее приспособление к реальности. Автор же рассматривает образное, природное восприятие как средство приобщения к коллективному опыту сообщества и как «средство выстраивания своего образа… Визуализация человеком любого образа представляет собой его же биоэнергетическую волну, резонирующую на энергетическое состояние этого образа. Всё наше тело — виток энергетических нитей памяти: о себе, об окружении. Светлые личности живут в мире светлых образов, как в естестве самой Природы, и в духовном общении идёт взаимное обогащение»

Проникновение автора в сущностную основу взаимодействия микро– и макрокосма и обоснование инициирующей биоэнергетической роли человека в этом взаимодействии неотвратимо приводят к мысли об осознании ответственности человека, каждого из нас не только за поступки, которые мы совершаем, но и за мысли, чувства и образы, порождаемые нашим сознанием и возвращающиеся к нам многократно усиленные природными потоками.
Примечательным является то, что на основе новых концепций автором предлагается и разработка элементов оздоравливающих педагогических технологий; в выводах и предложениях и непосредственно в тексте методической разработки даются конкретные рекомендации по их применению в педагогической практике. Автор озадачен не только тем, какие условия необходимо создать детям для развития их способностей. Не менее, а более важным для автора является ответ на вопрос: «Для чего их развивать, во благо ли они будут применены:?» «Освоение человеком с малых лет скоростных компьютерных технологий для пользования знаниями индивидуально уже обернулось обособлением множества людей от общественных ценностей и огромным вредом для всей Земли… В древности ребёнок поэтапно получал знания только для высоконравственной практики в обществе. Это были уроки для всей жизни: благородно поступая, человек органично и радостно вливался в счастливое сообщество», — говорит автор. И далее: «Итак, мы видим, что число  — это обозначение высоких достоинств. При помощи природных образов счёт может стать не механической манипуляцией числами, а строительством внутреннего мира через осознание сил Природы, особенно если развитие образности будет подкрепляться развитием тонкого восприятия цвета, звуков, интонаций голосов, тактильных, обонятельных ощущений». Акцент автора — на воспитании высокодуховной личности для высоконравственной жизнедеятельности в обществе, в противовес принятой ныне простой передаче знаний, безразличной к нравственной стороне жизни.

Так же убедительно автор обосновывает мысль о том, что болезнь — следствие ухода человека от каких–то нравственных начал, и понятие «здоровье» приобретает новый смысл. Мы космопланетарная цивилизация, и «Энергетические колебательные волны даже незначительных колебаний источника звуков мгновенно передаются через колебания парящих частиц и сверх частиц всему Вселенскому пространству». Обосновывая естество образного восприятия, автор переходит к рассмотрению природной сущности элементов образного восприятия и мышления, анализируя специфику каждого из них и природную взаимосвязанность, взаимопереходы элементов, подчеркивая значимость обратной связи — отклика Природы на чувство, мысль, слово или деяние, выраженное в образе, в сущности передавая знания о:
-        биоэнергетических началах Природы;
-        проективности мысли;
-        причинно–следственных связях любых действий;
-        геноме.

«Дети, получающие природные знания, начинают осознавать себя и всё, что им дорого, как часть Единого. Необходимо только направлять их мысль на то, чтобы её выражение избранными ими средствами (трудовым действием, рисунком, песней, танцем) было сознательным высоким замыслом, направленным на проекцию своего и общечеловеческого здоровья и счастья»…
Следует указать на две существенные особенности настоящей работы.

Первая из них касается её категориально–понятийного аппарата, вторая  — обусловлена сферами и способами её применения и дальнейшей разработки. Автору методической разработки свойственна четкость мировоззренческой позиции, исходящая из нового научного видения картины Мира. Процесс освоения новой философской парадигмы и соответствующего ей нового видения научной картины Мира в конкретно научном знании выражается в трансформации общей методологии научного познания и методологии каждой из научных дисциплин. Вместе со становлением категориального аппарата новой философии идёт становление и развитие понятийного аппарата конкретных наук. В ситуации перехода — сосуществования ранее доминирующей и новой философской парадигмы новый понятийный аппарат только складывается, впитывая в себя понятия и термины создающегося знания, послужившего толчком к пересмотру философских оснований науки, а мы — и автор и читатели — используем для выражения наших мыслей понятия ранее сложившихся наук с их дисциплинарными перегородками, вкладывая в выработанные ими понятия несколько иное — расширенное, углубленное, а порой, качественно иное содержание. Научные понятия имеют свою жизнь и развитие, и замечательно, что в изменении формулировок и содержания понятий проявляется эволюция человеческих представлений о предмете познания и, в целом, системы научного знания. Автор привносит новые смыслы в содержание некоторых основополагающих понятий, раздвигая или целиком преобразуя рамки привычного их видения с позиций уходящей, сугубо материалистичекой философской платформы.

Трактовка понятий с позиций новой философии пока слабо освоена в научной среде и общественном сознании. Поэтому методическая разработка ориентирована на думающего и вдумчивого коллегу — педагога, читателя, и он должен быть готов к такому внутреннему труду. А ведь переосмыслению подлежат такие основополагающие понятия, как Природа, Человек, Жизнь, Дух, Общественные ценности, Ноосфера и другие, не менее важные.

О второй особенности работы, обусловленной сферами и способами её применения и дальнейшей разработки, можно сказать следующее. Форма преподнесения материала могла бы стать иной, подожди автор становления и освоения общественным сознанием новых понятий и представлений, чтобы чёткость их позволила создать такую же, чёткую по форме, методическую разработку. А можно было бы и просто издать красиво оформленную книгу, и она жила бы своей жизнью. Пуская в Свет своё детище таким, каким оно сложилось, в качестве методической разработки, автор делится своими дарами с коллегами — педагогами, учёными и специалистами других отраслей социогуманитарного знания, предлагая включиться (каждого в своей сфере деятельности) в сотрудничество. Это очень светлая и красивая работа по оздоровлению наших детей, преобразованию их и наших душ  — нашей личной и общественной жизни, в направлении основополагающего принципа: коэволюции триады «Человек  — Общество — Природа» в соответствии с законами природной эволюции. Согласимся с автором: «Высокое сознание  — это не мозг, наполненный огромной кучей знаний. Это одновременное вбирание человеком всей своей сущностью, всем сердцем внутреннего состояния окружения и осознание своей ответственности перед Природой за полученные в ней и передаваемые другим знания.

К выше сказанному можно добавить, что в ситуации сосуществования в научном и общественном сознании представлений и понятий, отражающих различные, порой взаимоисключающие подходы к рассмотрению предмета познания создание нового философского словаря (или глоссария) в социогуманитарной сфере может явиться катализатором становления новой философской парадигмы, выработки единой мировоззренческой позиции. Составление глоссария предполагает согласованные действия целого коллектива составителей - учёных и специалистов, разделяющих новые природоцелесообразные убеждения и взгляды. Концепция сущностно нового философского учения и его методологических и методических аспектов в ходе научного общения способна задавать новую единую систему основных научных понятий, представлений, взглядов. На начальном этапе составления глоссария можно ограничиться преимущественно поиском и включением приемлемых трактовок некоторых универсальных научных понятий из словарей, имеющихся в подручном фонде и дополнением их понятиями и терминами из работ Ю.Г. Иванова А.А. Ивановой и др. авторов. По мере освоения новой философской концепции и овладения её основными категориями авторы смогут давать свою трактовку основных понятий и терминов, возможно, отталкиваясь от упомянутых начальных источников. Ведя свою исследовательскую и прикладную практическую деятельность, специалисты, таким образом, смогут выработать совместно общее ядро: совокупность основополагающих понятий и единую их трактовку, одновременно расширяя и углубляя содержание каждого из понятий и представлений по мере развития своего профилирующего направления и своего профессионального и научного роста.

Козлова Е.Е., социолог 




«Здесь живи, остальное — сон».
Учитель Иванов

Наша эпоха особенно примечательна тем, что невероятно быстро происходит множество открытий: посчитано, что за последние 10–15 лет 20–го века их было раз в 50 больше, чем за несколько предыдущих веков. Многие учёные идеи для своих поисков заимствуют в древних легендах. Пока человечество изучает своё древнее наследие фрагментарно, разграничивая события на время и пространство, смотрит на него не через себя, а со стороны. Но Природа открыла свои тайны тому, кто открылся ей, понял её как нашу Родительницу — Учителю Иванову. Такая же открытость человека ему через собственную природную практику позволяет увидеть знания, предоставленные им человечеству, и себя, как в природном зеркале. Продолжатель дела Учителя Ю.Г. Иванов говорит: «… сейчас наступило переломное и важное время, когда центробежные тенденции, фрагментация и дискретизация познания Мира достигли критических величин — дальнейший разброс понятий, теорий, законов грозит разрушение целостности самого человека. Вариативность Мира — реальность, однако в этой реальности человек не всегда чувствует себя естественно, потому что идеи, несущие вариативность состояний, часто имеют отклонения от общего природного процесса эволюции. Какая польза в индивидуальности, если нарушается стремление людей жить в Мире коллективно?» Так как человек представляет собой вариативный образ Вселенной, сознательное познание Мира особенно важно. Знания о Природе, каковой являются Человек, Земля, Вселенная, переданные П.К. Ивановым и раскрываемые людям языком учёного Ю.Г. Ивановым, позволяют кругозорко взглянуть на смысл любого элемента нашего наследия, а личный педагогический опыт автора — увидеть его ценность для природного развития современного человека. «Вхождение человека в мир Природы  — самый волнующий и интересный процесс в жизни. С одной стороны, мир, который заложен в человеке самой Матерью Природой, открывается сознанию, с другой — происходит творческое личностное проявление своей сути в ней. Природа русского человека такова, что познать её с внешней стороны практически невозможно. Принять и пропустить сквозь себя весь единый и нераздельный Мир и на выходе проявить в эфире чистоту и ясность может только тот, в ком разум, вера и любовь к людям одухотворены силами Природы. Победа такого человека в том, что он принимает все качества жизни: и хорошие, и плохие одинаково, а его божественность — в деяниях, которые по Природе направлены на создание полноты совершенства во всём», — говорит автор гипотезы Мерцающего Мира.
Так как Человек своими активными побуждениями вмешивается в процессы познаваемого Мира, его образование должно строиться таким образом, чтобы он развивался высоко сознательным человеком, стремящимся к открытию качеств, из которых состоит Мир, а, значит, он сам. Только осознанность видения образа Человека, как синтеза живых природных процессов влечёт за собой интерес к самосовершенствованию, к самообразованию, самовоспитанию — к своему развитию как дитяти Матери Природы. Образование лишь в малейшей доле использует природный потенциал человека — естественное для детского восприятия образное видение Мира. Из–за незнания педагогами энергетических принципов развития человека, сущности физиологии его мышления создаётся множество методик, нагружающих восприятие знаниями, которые не имеют природной биоэнергетической основы. Освоение детьми природных тайн возможно лишь при включении генетического потенциала, в то же время генетический потенциал может быть активизирован с вхождением человека в Природу, которая создала человека по своему подобию и ждёт от него поступков, созвучных его же первородности. Примитивная же нагрузка памяти конкретной предметикой, которой подменяются знания–открытия, имеет в судьбе каждого человека, а с этим и в судьбе нации, печальные последствия.
  В настоящих разработках продолжается разговор о развитии образного видения Мира на основе природных образов отеческой культуры — культуры Отцов наших: в новом виде представляется русский счёт. Попробуем взглянуть на, казалось бы, привычные и неизменные вещи, с такой стороны, с каковой они, возможно, были задуманы предками. Наследие древнерусской культуры является великим кладезем духовных ценностей. Все легенды о кладах в подземелье, открыть которые можно лишь, откатив тяжёлый камень от входа в него, или о богатырском коне, который спрятан за двенадцатью железными дверями в глубокой пещере, это как шифр, и его «дешифровка» происходит разумом тех, для кого разговор с Природой является самым интересным явлением в жизни. Делясь своими находками, практическими наработками, мы ищем единомышленников для сознательного созидательного диалога. Основой знаний для освоения и внедрения подобных методик могут служить книги Ю.Г. Иванова (№№ 3–7,12,14 — из переч. лит.) и книги автора (№№ 5, 8–14 ).


Целью настоящей работы является воссоздание первосмыслов социальных образов, стоящих за числами. Это позволит личности на пути своего вызревания понимать причинно–следственные связи, осознанно обращаться к Природе как к Матери за помощью в формировании своего настоящего и будущего, учиться видеть своё место в Природе и брать на себя ответственность за благополучие личных и общественных взаимоотношений.

Через познание, осмысление и освоение учителями и их воспитанниками истоков духовных артефактов отчей культуры с их доказательной генетичностью педагогика способна решать задачи:
-        сознательного становления каждого человека на путь оздоровления;
-        открытия течения истинно природного образного мышления, как одной из составляющих энергопостроения человека в вызревании его как личности;
-        включения саморегулятивных процессов, способности образно мыслить и развиваться;
-        увеличения потенциала новых творческих и созидательных качеств человека и развития изначального состояния его как творца и созидателя, способного понимать окружение, жить активной социальной жизнью и вливать значительные силы в русло рождения эволюционного человека на Земле;
-        осознанного способствования тому, чтобы это течение было более динамичным и всенародным.



Актуальность разработки духовных артефактов отеческой культуры, как изначальных смыслов вечных образов Единого, в решении практических педагогических и социальных задач в вызревании человека как личности несомненна. Только через открытие принципов развития явлений Природы, как процессов, связанных с сознанием и действиями человека, можно процесс образования свести во единое с закономерностями физиологического и психологического развития ребёнка. Введение в сферу гуманитарного знания природных смыслов знаков древней культуры как знаков, связанных с генетическим наследием, в соответствии с современным научным видением картины Мира позволит адекватно решать соответствующие фазы антропо–социогенеза.

Природа как Единое находит отражение во всех своих составляющих и в первую очередь в генетическом коде человека, что соответствует культурным кодам духовных артефактов. Расширение горизонтов мышления с истинным осознанием многогранности Единого позволяют не только генерировать знания, которые на данном этапе воспринимаются, как знания из различных предметных областей. Открытое сознание, повышая биоэнергетику, позволяет человеку действовать в различных сферах соответственно природной целесообразности. Поэтому подобные методики мы рекомендуем осваивать и применять в практике дошкольных и школьных учреждений, в семейном воспитании, в учреждениях социальной сферы, использовать как учебное пособие в педагогических и культурологических ВУЗах.

Весь ряд подобных разработок будет способен проводить реализацию идей школы природного развития, если через них будут осуществляться следующие принципы:
-         принцип эволюционной природной жизни;
-         принцип эволюционного воспитания и учения в Природе;
-         принцип взаимоотношений в природной среде;
-         принцип природного мышления, как фактор позитивного творчества и его духовно–материальных ресурсов;
-         принцип реализации независимого состояния в Природе;
-         энергетические принципы развития живой Природы.


Школа природного развития, поднимая критерии духовности, трансформирует учебный процесс в направлении:
-         укрепления основ здорового образа жизни;

-        развития духовно–энергетической основы взаимодействия человека со средой, обществом, Природой в современных условиях;
-        осуществления эволюционного перехода человека на новые духовно–энергетические уровни в условиях природной практической деятельности.


Формы методической работы, которые ставятся школой природного развития, универсальны для всех наших разработок, и их можно продублировать.
Поскольку стоит задача не только передачи дополнительных знаний, но и расширения, углубления сознания, формирования качественно нового подхода к анализу, проектированию и осуществлению природоцелесообразного поведения (чувства, мысль, слово, действие), необходимо вести работу в рамках нескольких организационных форм. Научная и методическая деятельность по разработке содержания инноваций, методических документов, обеспечивающих её освоение, подразумевает:
-        обучение педагогов новым методическим подходам с ориентацией их на саморазвитие в коэволюции с Природой;
-        проведение семинаров для получения новых знаний и обмена опытом;
-        подготовка наглядных пособий (разработки, видеофильмы, печатный материал);
-        сотрудничество с общественными и государственными структурами, курирующими различные направления воспитания и оздоровления детей, подростков и молодёжи;
-        пропаганда достижений этого нового педагогического направления в форме изданий научно–популярной литературы, публикаций и т. п.»



Понятия о пропорциях, симметрии и ритмах Вселенной, Земли, живущие в нерукотворных творениях Природы и рукотворных творениях человека, передают нам смысл, внутреннюю наполненность — одухотворенность человека, которой он жил в глубокой древности, которую утверждал на Земле через образ жизни, нормы общественного поведения и те вещие предметы, которыми окружал себя. Древние музыкальные лады, ритмы стихов, архитектура, скульптура, живопись — это способы отражения единого порядка Мироздания. Модель Вселенной живёт во всех образцах древнего русского народного творчества, интуитивно, по велению сердца элементы природных знаний сохраняются в прикладном, песенном творчестве и сейчас. Космогонические знания стоят в основе лада и смысла поэзии А.С. Пушкина. В мире поэзии образцом математической строгости считается поэзия Данте, меру организованности Мироздания стремились выразить в своем творчестве Рафаэль, Леонардо, Микеланджело. Голос вечности, укладывающийся в строгие математические законы, звучит в музыке И.С. Баха, гениально предвидевшего путь развития всей музыки. Точным математическим расчетам поддаются шедевры русской архитектуры, древние пирамиды, строения Италии, древней Греции, своеобразные пропорции утверждались в индусском и индейском, китайском, узбекском и японском зодчестве.
Со времен Пифагора, Платона, затем Галилея и Ньютона, Киплера математика, как инструментарий познания Природы, описывает общие закономерности и регулярности в явлениях всей культуры. Преемственность взглядов в научном мире — величайшее богатство разума, которым наделён человек. Современные исследователи подхватили и развивают мысль древних учёных о том, что в основе Мироздания лежат простые числовые соотношения, совершенные геометрические формы, отношения экстремальных угловых скоростей. Все возможные взаимодействия в Природе, «пение светил» вытекают из единого фундаментального принципа — это организованность Вселенной, единая категория меры, качественный принцип симметрии, пропорции, соразмерность частей и целого, ритмы и связи созвучий, соединение и согласие.
Любой и всякий процесс во Вселенной развивается по спирали, и на материальном уровне он выражен в форме, в цвете, звуках, в динамике всех явлений Природы. Разумом человека этот процесс отражён в геометрии, математике, астрономии, астрологии, в его рукотворных творениях. Особенно выразительно общий спиралевидный процесс отражает древняя архитектура: города выстроены по спирали — это храмы–обсерватории. Северный полюс — это место главного полиса — города, о чём говорят и развалины некогда могущественной обсерватории у Сейдозера на острове Баренцева моря. Пропорции всех построек на Земле определялись мерой, основой которой всегда являлись пропорции мужского тела. Древняя мера носила не просто формальный структурно–математический характер, она имела пример — внутреннее состояние человека, выраженное в строении тела, чертах лица, во взоре, голосе, ритме, динамике и пластике движений. В человекоподобных мерах действуют пропорции и количественные законы красоты, рождённые самой Матерью–Природой — Человек и есть сама проявленная Природа. Всё древнерусское зодчество, начиная от пропорций чудо–теремов и простой избы со всем её внутренним устройством и заканчивая архитектурными формами соборов, соответствует строгим математическим законам — это торжественное сильно–могущество пропорций живых линий красивого мужского тела. Рост человека — начало антропоморфным мерам, главная мера — это «мерная» («маховая») сажень, равная размаху рук в сторону. Все предметы, всевозможные меры, которыми в древности что–либо измерялось, были связаны с мерой человека, будь то постройки или предмеры быта: лавки, посуда — любой предмет в каждой русской избе был выдержан в определённой мере и пропорциях.
  Человек с раскинутыми руками — крыльями — это образ первородного лёгкого летающего человека, это образ самой Земли, птицей летящей во Вселенной, что и является образом самой Вселенной. Величавые остатки храмов Сейдозера (Баренцево море), обсерваторий Аркаима (Урал), Стоунхенджа (Англия), храмы русского Севера, Новгорода, Коломны, Киева, Парфагена и других строений на Средиземноморье, Египетские пирамиды, этрусские вазы, оружие и утварь скифов, скрипки Страдивари, и многие другие древние произведения скульптуры, архитектуры, живущие уже сотни и тысячи лет, долговечны потому, что созданы согласно альфометрике, в них пропорции образа летящего человека с раскинутыми руками–крыльями, образ человека–Бога.
Антропоморфные меры совершенного человека — настолько идеальные меры для конструирования, что в ХХ веке — в веке невиданных объемов и темпов строительства — множественные поиски методов пропорционирования для стандартизации и унификации строительных элементов родили систему модульной модификации — модулор, который происходит из пропорций тела и связывает стандарты и элементы производства. Этот внешний эталон продублирован в материальном мире в предметах, которым нет счету. Мышление человека привязано к шедеврам, к зрительной красоте, к стремлению достичь власти и удовольствия через внешние формы и пропорции окружения.


В школе преподаются не мотивированные, а голые абстрактные математические знания для овладения какими–то отвлечёнными расчётами. Потому в народе и говорят, что из всех знаний, которые человеку пришлось усваивать на школьной скамье, самыми трудными были математические. В Мире изобретено множество технологий и всевозможных технических средств, для выполнения сложнейших математических операций. Есть множество умственных методов запоминания больших чисел, начиная от дат дней рождения друзей и номеров телефонов и кончая более сложными сочетаниями чисел. Рекорды запоминания составляют сотни цифр. Сложнейшие математические операции совершаются благодаря ассоциативному образному мышлению, но запоминание большого количества отдельных цифр и даже многозначных чисел связано с восприятием конкретно–предметного мира, а развитие их направлено на более быструю ориентацию именно в нём. Часто это единоличная, ведомая одному человеку, его индивидуальная ассоциативная образность. Существует также метод цифро–буквенного кода, при котором отдельные цифры и многозначные числа переводятся в буквы, буквы в слова, слова в целые тексты. В этом методе лишь малопонятные следы древних общеземных знаний о сочетаемости нравственных смыслов, стоящих за знаками, обозначающими звуки речи или числа. Не становятся ли эйдетические методики, стимулирующие память, новыми модными течениями, применяемыми в учебных учреждениях? И есть ли возможность связать обучение детей математике в школе с их природным развитием?
Человек в своём сознании способен ассоциировать и объединять чувственные впечатления с какими–то событиями и воспоминаниями, с формами и конфигурациями, с ароматами, цветовым спектром и звуками. Способности человека переживать яркие впечатления наука начала изучать в начале ХХ века. Изучение явления видения образов названо эйдетика (от греч. эйдос — образ), обладатель этой способностью  — эйдетик. Исследования, например, с помощью картинок подтверждают, что у разных детей степень восприятия образов различная. Дети с обычным живым восприятием Мира идентифицируют предложенные их вниманию образы со своим внутренним Я, как живое явление, событие. Их послеобразы близки к образам, воспринятым по картинке или рассказу, они могут жить своей жизнью: изменяться, перемещаться, появляться в других обстоятельствах и вступать в соотношения с другими образами и другими событиями. Такие дети способны видеть много красоты в своём обычном окружении. Глаза у детей с ярким образным мышлением чаще большие, блестящие, выражение лица одухотворённое. Но обращают на себя внимание и дети, у которых интеграция своего внутреннего мира с рассматриваемыми образами очень слабая или вообще отсутствует. Их послеобразы чаще статичные, мало красочные, не детализированы. Выразительность представляемых ими образов тусклее, чем первообразы, ребёнок не способен в своём воображении изменить жизнь героев, изображённых на картинках, а тем более тех, о которых услышал. А у некоторых внутренний мир столь беден, что органы чувств, участвующие в восприятии образов, находятся в сильной зависимости от физических воздействий со стороны окружающей среды. Глаза у детей с инертным мышлением чаще глубокие, тусклые, лицо напряжено, моторика слабая — сенсорное восприятие едино с моторными процессами. По мнению исследователей, эйдетическими способностями в разной мере обладают все люди. При исследованиях обнаруживалось, что в школах, где дети были дружны, где педагогами уделялось внимание духовному воспитанию, где при обучении использовалось много наглядности, эйдетиков было больше. Можно добавить из личного опыта, что человек душевный смотрит на любое явление в Природе с личным проникновением как на процесс, происходящий в нём самом, включается в него и благодаря этому становится его активным участником, а человек конкретно–предметного мышления сторонне констатирует происходящие действия и явления, может их комментировать, давать рекомендации, распоряжения.


О возможностях своего сознания пока ведает очень мало людей. Что существенного может сказать нам широко известное мнение учёных о том, что якобы у человека задействовано лишь 3–5 % возможностей его мозга? Расхожим стало мнение о том, что есть сознание, а есть подсознание, и что человечеству неведомо, что там — в подсознании  — деется. Принято считать, что большинство информации человек воспринимает на подсознательном уровне. А может быть, есть человеки, у которых сознательное восприятие столь высоко, что они способны отвечать за образы своего мышления, и их осознанное видение причинно–следственных связей своего мышления и собственных действий учит поступать более разумно? А может быть у человека должно быть единое сознание? Приведём ещё одно сравнение: на уровне конкретно–предметного восприятия окружения человек воспринимает 4 тысяч бит информации, на уровне образного мышления  — 5 миллиардов бит информации в секунду. Вспомним, как на вокзалах стояли справочники: нажмёшь кнопку, и видишь, как быстро–быстро переворачиваются странички. Как переворачиваются странички в компьютере, нам уже не уследить, но им всем, даже вместе взятым, не угнаться за скоростью мышления человека. Скорость мышления человека выше скорости волны света. Но, смотря какого человека!


Поговорим о природном образном мышлении, развитость которого предполагает и успешное освоение математическими расчётами.
Считается, что образность восприятия — нормальная стадия детского развития, и своего максимума она достигает к 11–12 годам. В раннем детстве образы волшебных русских сказок живут в сердце, как самоё естество. Высокая одарённость человека связана с образностью мышления. Почему же к 15–16 годам она начинает исчезать? Исследования в институте мозга обнаружили то, что давно знали наши предки: человек мыслит всеми клетками тела, и развиваться он может только в коллективе.
Природа  — это Человек, его мышление, а не ресурсы или среда обитания. Понимание, что Природа — не объект, а субъект, живое состояние — Мать, с которой можно вступать в диалог, просить её и получать ответ, спасает человека от потребительства. Образность  — естество восприятия человека, так как все образы Природы, как составляющие Единого, рождены сознанием человека. Визуализация человеком образа древней русской культуры представляет собой его же биоэнергетическую волну, резонирующую на энергетическое состояние этого образа. Всё наше тело — виток энергетических нитей памяти: о себе, об окружении. Светлые личности живут в мире светлых образов, как в естестве самой Природы, и в духовном общении идёт взаимное обогащение. Так как образность восприятия  — это нормальная степень восприятия Природы, создание естественные условий для его развития, его генетическое подкрепление может сделать мышление более богатым, высоконравственным, логическим, системным — естественно природным.

Вот что можно сказать об образных русских ведах, волшебных сказках, которые являются разрозненными составляющими русских вед и обрядах.
1.        В русских ведах волхвами и кудесниками выражены знания закономерностей развития Вселенной.
2.        В них выражены алгоритмы коалиций общественных отношений, и они имеют аналоги в эпосе многих народов Земли.
3.        Это историческая память в образах, и понимание, что это историческая правда, стирает рамки вещественного восприятия Мира.
4.        Обряды и обычаи поддерживаются симпатией народа. Архаичными они кажутся из–за незнания закономерностей явлений Природы. Бессознательные сценические забавы размывают конкретность природной истины. Но видение их смысла с позиции знаний о биоэнергетике человека способствует укреплению новых понятий через всевозможные логические выводы и обобщения, благодаря доносимым ими фактам и примерам.
5.        Позволяя видеть время не линейно, а как энергию дел, образы являются мостом между прошлым, настоящим и будущим.
6.        Восприятие их на уровне генома в синтезе с современными социокультурными знаниями делает их ориентирами поведения в обществе на уровне сознательного отношения к себе и каждому другому человеку как к представителю общественности.
7.        Человеку свойственно выносить своё внутреннее состояние на общественное, но благодаря пониманию сказки как истины современный человек видит внутреннее и внешнее как единое и его действия становятся более сознательными.
8.        Открытие правды образности создаёт условия, при которых между внутренним миром человека и реалией жизни не только нет конфликта, но и происходит естественное становление личного и коллективногосоциокультурного опыта.

Именно коллективы детей просто необходимо знакомить с естественно–природными образами и обрядовыми действиями древней культуры. За этим реальное богатство, которое не приобретёшь даже за кучи золота  — это геном, энергетика всех составляющих Единой Природы, с явлениями которой здоровый человек вступает в резонанс. Над детьми же, растущими в мире голой логики, где нет разницы между пустопорожней буратинно–чебурашной фантазийностью и образностью волшебных сказок, начинает властвовать инертное конкретно–предметное оценочное мышление, при котором человек вянет, а затем и вязнет в сопоставлениях, воспоминаниях и расчётах. Реалия образов родинных сказок остаются за частоколом семейных родовых установок и претензий, сердца каменеют. В такой среде происходит не развитие человека, благодаря которому вызревает личность, а простое физическое взросление с тренировкой памяти и умений и увеличением объёма знаний. Плюс к этому хорошее или плохое запоминание установок и законов определённой общественной формации. Это поглощение и растрата энергии. Высокое сознание  — это не мозг, наполненный огромной кучей знаний. Это одновременное вбирание человеком всей своей сущностью, всем сердцем внутреннего состояния окружения и осознание своей ответственности перед Природой за полученные в ней и передаваемые другим знания. Те, кто берёт на себя ответственность давать другим определённые знания, должны понимать, куда нацелены стремления подопечного, для каких дел он развивает свои способности и возможности. В древности ребёнок поэтапно получал знания только для высоконравственной практики в обществе. Это были уроки для всей жизни: благородно поступая, человек органично и радостно вливался в счастливое сообщество. Редко кто нарушал своим действием общепринятое. От человека, нарушившего традицию общественного уклада, сознательно выстроенного по природным принципам, отворачивались, и невозможно было жить чужим и нелюбимым — отверженным в среде вселюбящих. Природа через слабости и болезни не наказывает, а подсказывает человеку, что нужно учиться быть её детищем: учиться понимать её как Мать, опознавать её лучшие качества, взращивать в себе нового человека, в себе самом рождать его как ребёнка, чтобы быть здоровым, разумным и счастливым.

Ю.Г. Иванов говорит, что «от открытия законов человек переходит к их осмыслению, от исследования формы явлений — к изучению глубинной сути», поэтому именно к таковой жизни педагогу нужно готовить себя и передавать свой опыт окружающим.

с. Ореховка, Луганская область. Ю.Г. Иванов, Райское место, 2009-2015 гг.
Яндекс.Метрика