МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГУМАНИТАРНЫЙ ЦЕНТР ИВАНОВЫХ ВУНУ (УКРАИНА)
ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО «ИСТОКИ» ИМ. П.К. ИВАНОВА
А.А. ИВАНОВА
Развитие природного мышления детей через образы и символы
древнерусской культуры
Методические разработки
по этнопедагогике и народоведению
для педагогов дошкольных учреждений,
школ и социальной сферы
Современная концепция воспитания предполагает реформирование методологии и методики построения образовательного процесса в направлении перестройки задач и функций образования в соответствии с современным научным видением картины мира. Последнее предполагает также синтез познавательной деятельности, когда мультидисциплинарный и междисциплинарный подходы (социально–психологический, психо–физиологический, физико–энергетический и пр.) сливаются в одну науку о человеке, как это и предвидел в свое время В.И. Вернадский.
Усвоение богатого ансамбля критериев видения духовных составляющих отечественной культуры раздвигает узкие смысловые рамки информационного функционирования символов и кодов культуры. В духовном плане это способствует более динамичному и объёмному видению Мира, обеспечивает более действенное его приятие. Т.к. вхождение в область духовного наследия способствует развитию сознания, а также самосознания, и духовные составляющие в жизни человека, общества имеют больший авторитет, чем, так называемая, гонка на успех, очевидная логика изучаемых явлений природной истины становится частью наших жизней, а элементарные умозаключения просто испаряются. Современная педагогическая стратегия может быть направлена на создание социальных механизмов культурной преемственности, чтобы дети рождались как выразители тех качеств, о которых, как о двигателях эволюции, мечтает общество.
Формирование природного мышления происходит под влиянием конкретной практики в условиях новых взаимоотношений между педагогом и воспитанниками. Побуждения учеников к использованию знаний определяются их глубиной, практичностью. точностью и полнотой советов, если они исходят из опыта и активных жизненных действий педагогов. Здоровье, любовь, вера в Природу, в учителя и в ученика — первостепенные созидательные силы.
В программе «Природное развитие ребёнка» Ю.Г. и А.А. Ивановых (с.7–8) даётся множественное определение понятия «природное мышление» с точки зрения эволюционного развития человека. По определению Ю.Г. Иванова «главное в том, чтобы мышление и действия человека соответствовали природе Земли в целом, не шли в разрез с её эволюцией. Концепция природного развития предполагает комплексный подход. Природное мышление это:
– мышление, отражающее здоровое состояние тела; в напряженном и искаженном теле нет ясности и гармонии мышления;
– мышление кругозоркое, охватывающее как восходящие, так и нисходящие энергоинформационные потоки, постигающее естественное и сверхъестественное одновременно.
– мышление, преодолевающее блокировки сознания т.е. преодолевающее жесткие эмоционально–диктаторские установки извне, которые приводят к возникновению ошибочных мутаций в теле и, как следствие, к болезни и смерти.
– это видение событий, исходящее из характера мышления, его формы, энергетики, позитивности, уверенности и т.п.
– это прообраз возникновения абсолютно здоровых мыслей, что будет совершенно естественным для людей будущего.
Вектор природного мышления направлен на человека. Для ученика выход — в вере к Учителю. Процесс энергичного мышления гораздо важнее конкретных мысле–форм (для ученика). В ходе такого процесса ученик на своей базе, благодаря повышению энергетики мышления, сформирует цели и задачи.
Природное мышление — равновесное, кругозоркое мышление. Это видение скорости опускания духа в материю во времени, т.е. определение и материализация мысли в зависимости от характера и силы мышления, его зрелости.
— это видение человека в полной объективности (по телу — мысли, по мыслям — тело), это природное зеркало, отражение в теле души человека, а в душе — отражение действий тела;
– это растворение неприродного мышления, создающего оружие уничтожения, контроля за человеком и т.п.;
– это мышление, способное к обновлению, стиранию старых программ;
– это абсолютная вера в справедливость и добро, в природу;
– это залог бессмертного существования живой клетки, тела, это уход от жестких фиксированных понятий, а соответственно, и от инертных состояний. Это движение, эволюция.
Природное мышление не имеет оценки на материальной основе, его нельзя включить в ряды формальных понятий — это процесс.
Образование и развитие природного мышления и соответствующей ему деятельности учащегося — ядровая часть концепции «Школы природного мышления». При этом само понятие школы можно не ограничивать рамками среднего образования, а имеется ввиду школа от рождения человека до выхода его в свет».
Особо важное значение для народоведения и этнопедагогики имеет разработка глубинных пластов: духовных артефактов культуры ранних стадий антропогенеза и социогенеза, поскольку в нашей стране этнологические дисциплины развивались преимущественно в направлении изучения материальных артефактов культуры и игнорирования духовных артефактов. Такое положение в этнологии было обусловлено господством в ученом мире сугубо материалистической философии. Новая философская парадигма в корне преобразует научное видение картины Мира, обосновывая возможность взаимопереходов идеального в материальное и наоборот, актуализуя таким образом проблему социальной реконструкции духовных артефактов. Ломка механизмов трансляции культурных ценностей (и неоднократная) произошла, и задача социальной реконструкции изначальных смыслов вечных образов Единого, первокирпичиков Мироздания — не из простых. Решение же этой задачи архиактуально для создания предпосылок грамотного решения сугубо практических педагогических и социальных задач развития ребёнка и вызревания его, как личности. Необходимо процесс социализации ребёнка привести в соответствие с закономерностями физиологического и психологического становления человека. Эти закономерности определяются содержанием развития человечества и человека как вида на соответствующих стадиях антропо–социогенеза: в ходе онтогенетического развития в редуцированном виде воспроизводится последовательность и содержание развития соответствующих фаз антропо–социогенеза.
Фаза же довербального, образного мышления наукой практически не раскрыты. В структуре профессионального сознания гуманитариев–материалистов понятие «довербальное мышление» отсутствует. На этот методологический пробел указал знаменитый Пиаже. Высказываясь о работе Л.С. Выгодского «Мышление и речь» он говорил об отсутствии в его концепции этапа довербального мышления, игнорировании, пропуске этой фазы становления психики у человека как вовсе несуществующей .
В прикладных дисциплинах, в частности в педагогике, это привело к ошибкам в постановке задач развития мышления человека и в выборе путей их решения. Образное мышление, как фундамент последующих стадий развития психики, задачи его формирования и развития на ранних фазах онтогенеза, не ставились.
Таким образом, выявление и анализ содержания социальных смыслов духовных артефактов ранних стадий антропо–социогенеза, в частности, довербального, образного мышления необходима и для решения задач социальной реабилитации превентивной работы. Освоение и введение этих артефактов в сферу прикладного гуманитарного знания позволит формировать научно обоснованную стратегию постановки и решения задач духовного, психологического и физического развития человека в соответствии с современным научным видением картины Мира и выполнением требования адекватности задач и средств воспитания и развития в онтогенезе соответствующих фаз антропогенеза.
Целью настоящей работы является освещение методических приёмов воссоздания социальных первосмыслов образов и символов древней культуры, т.к. через вхождение в эгрегор эпохи предков мы более полно, прочно и практично проживаем современный период, осознанно проектируем будущее.
Осмысливание и освоение духовных артефактов древней культуры способствует решению следующих задач:
– практическое усвоение утраченного природного эволюционного пути развития человека;
– глубокое осмысление взаимосвязи сознательного поведения человека с состоянием его здоровья;
– развитие мышления, как определяющего фактора энергопостроения, динамики развития и физической кондиции человека, а с этим задачи продления активной здоровой, творческой, интересной жизни.
Поскольку Единое находит отражение в генетическом коде человека. в культурных кодах духовных артефактов от построения звукоряда до символики образов культуры, подобные работы подводят к генерации современных знаний из разных предметных областей. В конкретных методиках обучения грамоте. письму. счёту они могут применяться для расширения горизонтов конкретно–предметного мышления. воссоздания и познания многогранности Единого во всём спектре в разных сферах его проявления.
– принцип эволюционной природной жизни;
– принцип эволюционного воспитания и учения в Природе;
– принцип взаимоотношений в природной среде;
– принцип мышления, как фактор позитивного творчества и его духовно–материальных ресурсов;
– принцип реализации независимого состояния в Природе;
– энергетические принципы развития живой Природы.
– развитие духовно–энергетической основы взаимодействия человека со средой, обществом, Природой в современных условиях;
– осуществление эволюционного перехода человека на новые духовно–энергетические уровни в условиях природной практической деятельности;
– укрепление основ здорового образа жизни.
Поскольку ставится задача не только передачи дополнительных знаний, но и расширения. углубления сознания, формирования качественно нового подхода к анализу, проектированию и осуществлению природоцелесообразного поведения (чувства, мысль. слово, действие), необходимо вести работу в рамках нескольких организационных форм. Кроме научной и методической деятельности по разработке содержания инновации, методических документов, обеспечивающих её освоение необходимо:
– обучение педагогов новым методическим подходам с ориентацией их на саморазвитие в коэволюции с Природой;
– проведение семинаров по обмену опытом;
– подготовка наглядных пособий;
– сотрудничество с общественными и государственными структурами, курирующими различные направления воспитания и оздоровления детей и подростков;
– пропаганда достижений этого нового педагогического направления в форме изданий научно–популярной литературы, публикаций.
На примере методических разработок урока или утренника мы показываем сущность нашего подхода к воссозданию первообразов Природы и формирования будущей жизненной среды через мысль, слово, дело.
Совет и лад были во главе всех взаимоотношений древних росичей. Традиции, обычаи, ритуалы были направлены на вызревание в каждом человеке тех или иных из 108–ми творческих начал Природы, т.е. мыслей людей, человеческих достоинств. Все даты сохранившихся древних празднеств — это время вызревания того или иного качества. Праздник того или иного Лика — это славление Природы, как качеств человека, подведение итогов, творческий отчет, признание и славление конкретных личностей — носителей лучших природных, любезных людям, начал. Признание и почитание — это следование примеру. Это стремление стать рядом, подняться к еще более высоким ступеням человеческого развития. Это взятие на себя ответственности отвечать за развитие, быть примером, все большим и большим, ячейкам общества: от общины до всей Земли, а затем Галактики, Сверхгалактики...
Высота чувств определяет рост качественных возможностей. Обращение к тому или иному Лику — это сохранение в себе же творческих начал, рождение новых. Кто–то в чем–то был первый и за ним стремились другие. Все имена, которые здесь будут упоминаться, называются мудрецами Велесовой книги.
Сварог — начало всех начал, Источник всего живого.
Перун — мужское начало, инициатива, эволюция, т.е. развёртывание, преобразование Мира.
Световит является Высшим Ликом Единого. Световит — это мгновенно распространяющийся свет знаний, это образованность, смекалка, смелость, умение ориентироваться в любых обстоятельствах. Молодежь, достигшая Круга лет, принимала участие в состязаниях в честь познания древних мудростей — в честь Световита. Следующий Тур — Перуновы состязания в ловкости, различных мастерствах, боевой выучке.
Самые любимые в народе Лики — это Ладо и Лада.
Ладо — Мудрый Покровитель лада между людьми различных родов Вселенной, установитель крепкой дружбы между народами, примиритель согласия, покровитель всех творческих начинаний и ремесел.
Вечно юная Лада — лад взаимоотношений, отраженный во всем, что есть Земля–Ладушка. Позже ее прозвали Девой Богородицей. Воззывает народ Ладу особенно весной, чтоб пришла она Живой на «пшеничном колосочке». Лад необходим во всяком деле, во всех чаяниях каждого человека и всех людей вместе. Урожай вызреет, если будет мир и покой в сердцах и в разуме людей.
Ярило–Солнце — светлейший покровитель земной жизни, всех светлых помыслов и устремлений, это горящая страсть, сочетание и дополнение, мощный фактор развития, степень завершенности предшествующего уровня.
Родомысл — богатство мыслительных форм в развертывании множеств всевозможных направлений с точки зрения их практической полезности, основанной на личном опыте. Это прогнозирование социальных процессов, высокий уровень независимости. Восхваляет народ Родомысла — это культивируется в коллективном сознании природность мышления, ответственность за мысль. Покровитель устоев — Родомысл наделяет красноречием самых достойных, мудрейших из мудрецов.
Жива — все оживляющее, обновляющее начало, изменяющее явления своим состоянием, акт творчества, ускорение развития природных процессов через живые мысле–формы.
Купало — купа всего, что есть прекрасное в Природе, завершение этапа.
Дана — дающее начало, привнесение в развитие природных явлений различных тенденций, трансформация.
Услад — истоки лада, стабилизация процессов, уровней развития.
Стриб — стремление, поток, управитель ветров, штормов и бурь. Особенно почитаем у предков за то, что перед ним не устоит ни один недобрый умысел.
Дый — проникновение в видимое, объективное видение процессов, осознание своих состояний и действий, вариативность мира, обретение человеком тонкости чувств и могущества через утончение ощущений света, запаха, вкуса, тактильных ощущений, динамики движений, слуха и воспроизведения звуков.
Силич — честность, которая делает человека свободным и очень сильным. Для честности необходима открытость, которая помогает извлекать знания–умения из состояния Природы. Силич — это смелость, которая передается по крови, испуг — тоже. Страх, испуг блокируют вечную память, привязывают человека к предметам.
Милич — безупречность, открытость, жизнь по принципам Природы, когда человек мысль не отделяет от дела, завершает все начатое.
Апис — высокое сознание, отсеивающее самое емкое, тонкое, вечное. Имя Аписа сохранилось в слове «писать». Поток, идущий из открытого сердца, встречает адекватный поток Вселенной, ложится на лист, поэтому любая книга, рукопись имеют вибрационные энергетические характеристики, производящие влияние на окружающих.
Даждь Сварожич — внук Сварога, сын Перуна и русалки Роси. Как праотец Даждь Тарх Перунович оставил нам — потомкам заповеди Вселенских знаний — девять книг Священных Вед. У Даждя 4 имени: Даждь, Погода, Триб, Год. Даждь — это «да» жди с Неба. Понятие «Год» — это не линейное течение времени, а энергии дел, потенциал свершений, творчества. У разных народов на Земле — это Дажба, Дажбо, Тадж и др.
Красич — осознание красоты влечет ее к глубине, к познанию, а значит, к сохранению и созиданию. Украшать или красить — это мыслью создавать красивое, ладное. Хаять окружение — это срамить самого Рода, что он мало угодил. Украшать — это крепить свою созидательную мысль о благоустройстве Мира.
Люба — Лик любви, которая является основой жизни во Вселенной. Возможна с пониманием сущности явлений, процесса.
Ругевит — устремление разума к достижению соизмеримости внутренних начал и внешнего направления.
Вера — сознательное представление собственным мышлением все более совершенного образа, который рождается, структуируется в себе же и переносится в пространство и время. Создает предпосылки для реализации того, во что верит человек. Вера — это крепнущая любовь к людям, это разум, совесть, стремление к знаниям и смелость.
Творец — творческое начало, мощная энергия разума, вбирающего в себя мысли и чувства всех людей. Дела его становятся достоянием Природы, а он сам — ее победителем.
Созида — Лик торжества созидания. Творчество и созидание — единый процесс, которому способствует Вера — хранительница бессмертия. Человек, хранящий как зеницу ока свои создания, обеспечивает свое бессмертие.
Веста — хранительница мудрости Высшего Разума, вечно юная вестница гармонии и красоты, приятных новостей, покровительница обновления. Слово «весна» — это «весть на». Вести разносят Леги (легкие или ангелы).
Сто восемь Ликов — это не количественные, а качественные составляющие, соразмерность целого и частей, это категория меры, соединения и согласия. Это невероятная по нашим мерам скорость мышления, тончайшая саморегуляция, при которой нравственные начала, как сущности 108–ми Ликов, сменяют друг друга в триллионные доли секунды, и, заполняя своими мысле–формами пространство, создают все новые и новые комбинации нравственных форм. Это уровень тонкого мышления, всеохватность, всепонимание, всепроникновение, открытость и всечувствительность всего в самом себе. Поднятие по Лестнице — это проникновение в тайны всемерной Вселенской Любви.
Программное содержание: Дать ученикам представление о многоликости Природы. Помочь увидеть в духовных мысле–образах древней культуры Руси выражение вариаций эволюционных определённо–личностных и коллективных состояний, а так же единение внутреннего и внешнего миров человека. Способствовать развитию понимания того, что природа каждого человека вбирает в себя составляющие Матери–Природы и человек способен раздвинуть свои возможности, т.к. на Земле появился победитель Природы П.К. Иванов.
Учить детей видеть в древних обычаях источник знаний, разум и мудрость предков, творить всякое своё действо с глубоким умыслом, с пониманием причинно–следственных связей в Природе. Воспитывать любовь к человеку, стремление к самосовершенствованию, ради совершенства окружения.
Предварительная работа:
– чтение фрагментов из кн.«Лад Земли» «Русский счет»;
– уроки об образах Природы, их значении в жизни человека, общества;
– уроки о древней русской азбуке, о механизме звуков («Культура Души» ч.1, 2); беседы о стремлении человека к достижению поставленной цели;
– беседы о любимых героях;
Материал: портрет П.К. Иванова, иллюстрации к сказкам, былинам, портреты героев отечественной истории, глиняные всадники.
Ход урока
Учитель: Тема нашего урока «О древней и современной вере в человека».
Сегодня мы поговорим о человеке: о нас с вами, о всех людях вообще. Каждый день мы смотримся в зеркало, смотрим друг на друга и видим облик человека. На уроках мы осваиваем знания, а это — плоды разума человека. Мы живём в городах, построенных человеком, пользуемся дорогами, машинами, самолётами, пароходами, бесчисленным множеством предметов быта — и всё это воплощение мысли человека. Какие науки о человеке, жизни человечества вы знаете?
Ответы:
Уч–ль: Существует множество отраслей знаний о человеке: история изучает жизнь человечества, философия изучает мировоззрение человечества, социология изучает взаимоотношения в обществе, анатомия и физиология изучают внутреннее устройство и функции организма, психология предлагает нам своё видение мотивации поступков человека. В каждой нашей клетке, во всём организме происходят волновые процессы, которые изучают учёные многих отраслей науки. Сбываются пророчества ученых о том, что все науки сольются в одну науку о человеке. Успех в этом можно ускорить, если мы обратимся к истокам своего духовного наследия, поймём его ведический смысл в свете природных явлений.
Сегодня мы поговорим о взгляде на человека нашими предками, о нашей культуре. Скажите, как вы понимаете слово «культура»?
Ответы:
Уч–ль: Слово « культура» – это культ РА. Общепринято, что РА — это Солнце. В исконном значении буква «Р» — это «род, рождение», буква «А» означает понятие «разум, стремление ввысь». Первородное понятие «РА» — это «рождение разумного». Свет разума сродни сиянию Солнца. В понимании наших предков разумный человек, являющийся для окружающих примером, и есть Солнце. Ступень РА — это Природой выверенное вхождение в единство с нею, учёба более ясному видению природной истины. Так что культура — это культивирование рождения разума, всего только разумного.
Можете ли вы привести примеры из литературы, из жизни, когда человека называют Солнцем?
Ответы:
Уч–ль: В славянских языках понятие «Солнце» сродни понятиям «человек», «день», «труд». В сказках ворота Солнышку открывает Зорюшка, т. е. озарение, вдохновение.
Учитель читает фрагмент из «Слова о полку Игореве».
Уч–ль: Как вы думаете, что имел в виду Боян, говоря о затмении двух Солнц?
Ответы:
Уч–ль: Думается, что волхв говорил о затмении разума двух князей — предводителей великих народов, из–за которого пошло разрушение древних природных явлений исконной культуры.
Человек, прежде всего, — духовная в гражданском смысле, социальная сущность, а уж потом — биологическая. В культуре нашего народа главным в жизни каждого человека было стремление к освоению высоких природных качеств. Род или Природа создали человека по своему подобию. Великие, всё могущие качества Природы виделись в 108–ми Ликах. Древнее вероучение современниками рассматривается как многобожие. На самом деле 108 Ликов — это множественность вариаций всех, какие есть на Свете, достоинств человека. Ранее мы познакомились со многими из них. Кого из Ликов древней культуры вы видите как свой идеал (в речи росов «идол»)? Обозначьте качества, обладателем которых является ваш избранник.
Ответы:
Назовите образы, их черты, которые, по вашему представлению, живут в нас, в наших характерах, поступках?
Ответы:
Уч–ль обращает внимание на репродукции: Сегодня нас окружает множество любимых народом героев. Кого вы узнаёте? Носителями каких великих человеческих черт являются ваши избранники?
Ответы:
Перед нами любимые книги, которые вы принесли: сказки, былины, песенники, сборники стихов и романы. Прочтите наизусть или по книге фрагмент, который, по вашему мнению, ярко, достоверно выписывает образ достойного человека, с которого вы могли бы взять пример.
Ответы:
Рассматривание образцов прикладного творчества: глиняных всадников, олицетворяющих всех добрых молодцев: Перуна, Световита, Ярилу, Даждя, Купалу, Красича, Услада и мн. др., как вариации Единого Разума, перетекающие из одной в другую.
Уч–ль: Если мы вспомним о воздействии звуков на человека и пространство, мы можем понять, почему обращение к тому или иному Лику мыслью или особенно словом, превозносящим его достоинства, находит отклик в Природе. Расскажите, где берёт начало звук нашего голоса, что рождает он во временном пространстве
Ответы:
Уч–ль: Обобщая ваши ответы можно сказать, что звуку нашего голоса предшествует мысль, а предмысль — это наши чувства, которые рождает наше сердце. Звук — это маятниковые колебания атомов, молекул, клеток. Чем слаженнее и ритмичнее звук, тем шире амплитуда колебаний, которые расширяющейся спиралью текут во временное пространство. Родившиеся в нашем сознании мысле–образы живут вечно. А так как каждый звук — это определённый образ, то все наши слова, как образы, тоже живут вечно. В связи с этим мы вспомним о проективности и позитивности мышления.
Ответы:
Уч–ль: В Природе есть все условия для осуществления любой мечты, а ты, человек, скажи, что тебе нужно от неё. Хорошенько (хором) проси, рисуй образы, крепи их мыслью, словом, песней, улыбкой, музыкой, рисунком, соизмеряй убеждения с поведением. Мать–Природа видит твои Лики: и Лад, и Родомысла, и Милича, и Раду, и Дану... Что мыслями своими посеял, как их лелеял, как благодарил Природу за дары, так она, как Мать, и воздаст в ответ.
Во всех обрядах главным была проекция будущего. Например, как благодарение Природе — небесной молочной корове Зимун, в Зимние Святки на Колядки пекли коровок, в Щедрый Вечер ставили кутью Ладе Щедрыне. Весной, клича Живу, пекли жаворонков, чтобы жар принесли, в Красную Горку пекли высоченные куличи, чтобы Небушко высокий хлеб уродило. В Жнивки пекли хлеб–новину, в Спас угощали весь мир хлебом, яблоками, медом. А в Осенины на возок, на котором ехал Сивый Род, из каждого дома выносили лучшие из самых лучших плоды нового урожая, чтобы Небо, Земля, весь народ видели как Природа угодила своими щедротами тому, кто угоден ей. Лучшими плодами нового урожая угощался весь народ. Щедрым людям она угодит снова. Осенью одаривали друг друга лучшими плодами, семенами. В гости на Руси до сих пор любят ходить с хлебом, с плодами и цветами из своего сада, огорода.
Кто хочет прочитать стихотворение Учителя Иванова «Природа»?
Ответы:
Как вы думаете, есть ли смысл для нас — современников в обращении к прекрасным, но древним образам?
Ответы:
Уч–ль: Наш родной язык — это самый богатый язык. Исконно русские слова несут глубокий смысл и мощную энергию, потому что они — производные от нравственных понятий, заключённых в именах 108–ми Ликов древней культуры. Можете ли вы назвать от каких имён произошли, например, такие слова как «наладить, оладьи», или «перо, первый, пар, парение»?
Ответы:
Уч–ль: Какие ещё имена и слова — производные от них особенно близкие вашему разумению вы можете вспомнить?
Ответы:
Уч–ль: В исконно русских словах в ясной форме выражена логика, целостность и упорядоченность мира человека, всего общества, в то же время — подвижность и текучесть взаимодействия всех составляющих Природы. Имя Лады звучит в наших устах постоянно. Мы снова и снова оживляем, поднимаем Ладушку в себе, произнося: «лед и холод, лад, ладно, наладить, склад, сложить, оладушки». Живет она в глиняных боярынях, в цветке Живы, в образе Макоши–судьбинушки на рушниках. От Веры — «совершенство, свершение, вершины», от Стриба — «стрела, выстрел, стремление, стремя, строгий, стройный и даже стройка». От Ра происходят такие слова, как: «нравственность, наряд, парад, рядиться, радение», «гора, вера, отрада, рада и другие», все слова с приставками «раз» и «рас» (от «Ра», а также «заря» и «свет»). От Живы — «живот, жизнь, живулечка (младенец) и живчик (семечко)». От Дыя — «дивиться, удивляться», от Сварога — «Сварга (Вселенная), вар, сварить, сварганить». От Трибог — «труд», от Бора — «Борея, Гиперборея, борения, бор, собор и Сибирь». От Яра, Ярилы — «оратаи и арии, яр, ярмо». От Коляды — «колебания, Николай».
Кто хочет дополнить ряд исконных русских слов и пояснить их происхождение?
Ответы:
Уч–ль: Впереди у нас интересные уроки о языке, о смысле звуков и слов. Напомню, что родившиеся в нашем сознании мысле–формы живут в Природе вечно. В каждом из нас живут наши предки — родители и носители качеств Природы. Природа — это мы — все люди. Учитель Иванов пошел в неё открытым телом и сознанием, опознал её качества и стал её Победителем. За 50 лет один человек вобрал все качества Природы, которые наши предки видели как 108 Ликов её составляющих. Обращаясь к нему, как к человеку — носителю самых лучших качеств Природы, мы в своём сердце получаем подсказку, как лучше для Природы поступить в том или ином случае.
Т.к. герои романов — это чаще придуманные герои и за их образами надуманные поступки, то следование им лишь изредка оказывается целесообразным. Жизнь Учителя — это жизнь нашего современника, нашедшего практические ответы на вопросы, которые ставит жизнь.
Учитесь сознательно мыслить, говорить, отслеживать причинно–следственные связи в замыслах и действиях, проектировать своё разумное будущее.
Завершение урока
Советы учителя по формированию позитивного мышления, развития видения причинно–следственных связей мысли, слова и дела.
Примерное домашнее задание:
Перед вами тестовые задания «Я — реальное и Я — идеальное». В связи с изучаемым материалом, мы можем обогатить процесс вызревания своей личности. Подобное тестовое задание для вдумчивого человека может стать целым планом самовоспитания. На следующем уроке мы с вами поработаем с результатами этих тестов.
У Сварога всё Лад. Веря это, человек достигает Бога, в радостном состоянии с благодарностью принимает РА дощи, которыми осыпает его Вселенная. Лада — женское начало единой Природы — Творца–Рода. Женское — это внутреннее, сердечное по отношению ко всему более сильному, внешнему — мужскому, определяющему. Красавица Земля, люди на ней — это Лад во Вселенной, Лад Творца, его любви ко всему Миру. Реконструкция смысла слова говорит о том, что его исконное значение — «Вселенная». Слово «лад» и «лед» — слова одного понятийного ряда. В др.–рус. и ирл. яз–х означает «лед», «Вселенная». В поморских песнях, в молитвах слова о льде, холоде: «Из–за моря, моря студеного» означают складную всемогущую силу.
Русские Веды говорят о рождении Земли из вихря энергии, который взял свое начало в воде. В легенде — это закрут или змей. Земля — это и есть мощный закрут, змея. В нравственном состоянии Лада — это Земля во всех своих прекрасных проявлениях, которые родили ее дети. Если человеческое достоинство поднимает все, что поднимает человека до божественных высот, такая сила в нем и прорастает. Ликование души, сознанием рождающей образ, является движущей, постоянно льющейся силой, материализующей этот образ.
Лада — это и Дана, и Дева, и Судьба (от понятия « суть»), и Родомысл, Даждьбог и Велес, и Купала. У всех славянских народов Лада — это гармония Вселенной, олицетворение любви и постоянного, все оживляющего начала. Лада — это Жива, оживляющая все, что есть Земля и ее народ.
Лада выступала в образе молодой прекрасной женщины с золотыми волосами; одета в русскую одежду, опоясана золотым поясом, на головке веночек из роз, убрана жемчугом (жемчуг — дождинки, семя Небес, семя Рода, разум). За руку она держала младенца Леля. Вокруг нее множество музыкальных инструментов. В честь ее очарования, нежности, источающей аромат, обновления, сияющего в ослепляющем блеске солнечных лучей, чистоты, смелости и торжества пели песни, приносили цветы, зажигали курения.
Перед торжествующей Ладой–Девой, перед ее любовью стихают грозы и бури, уходят грозовые тучи. Многоликость Лады выражается в том, что она — покровительница любви. подательница красоты и плодородия, щедрот Природы, семейного Лада, юности, чадородия и плодородия. Лад — это вытекание одного Лика из другого, широта чувств народа. Лад — это мир и покой, дыхание жизни, это тепло сердец, содействие. сообщество людей, умение просить и прощать. умение прорастать своим сознанием, мудрыми делами в самое трудное, рождать высотой своей культуры и образованности мир, радость, здоровое согласие в общественной жизни.
С корнем «Лад» связано много слов счастливого союза: Лад Сворожья, Лад Земли, Лад в супружестве — согласие, как основа любви, успехов; Ладить — жить с любовью, счастливо; поладить, подружиться, сговориться, помириться; ладный — красивый, статный, мужественный, опрятный, хороший. Ладовать — править свадьбу, лады — сговор в делах, помолвка, ладконя — свадебная песня, ладовницы — заводилы весенних песен, ладино коло — весенние хороводы. Лада — это любовь, красный цветок. огонь, горелки, горец — красный цветок жизни, аленький цвет, род, родство. Ладины праздники связаны с наступлением Весны, когда Природа вступает в союз с Ярилой. Обряды, связанные с Ладой, охватывая март, апрель, май, июнь, длятся до Купалы. Заклинания Весны–Лады проводились на вершинах холмов. С Ладой, как с высшим ликом Природы, связаны моления о дожде, празднике первых всходов, колошения яровых: Радунец, Красная горка, Ляльник, Велесов день, Завивание березки, Русальник, Яровит, Купала.
Хорватскаая купальская песня конца XVIII века:
Красивый Иван рвет розы
Тебе, Ладо, святое божество!
Ладо! Слушай нас, Ладо!
Песни, Лада, поем мы тебе.
Сердца наши стремятся к тебе.
Ладо! Слушай нас, Ладо!
В конце XVIII века обращение к Ладе превращается в припев: «Ой, Ладо, Ладо, Ладо».
Программное содержание: Дать ученикам представление о том, что образ Лады — это сущность Земли и землян, лад взаимоотношений, вмещающий в себя совокупность, синтез всех творческих, сердечных устремлений, всегда обращённых ко всем людям и к каждому отдельному человеку. Расширять представление о том, как можно через обращение к природным образам поднять в себе вечные, неумираемые начала способствовать формированию позитивного мышления, воспитанию в себе качеств, ведущих к вызреванию личности. Учить своих воспитанников видеть в себе и своём окружении созидательные начала, беречь свои труды и старания, труды родных, друзей, как источник бессмертия. Развивать исследовательский интерес и любовь к отечественной культуре, ответственность за полученные знания.
Предварительная работа:
– знакомство с образами русской древней культуры;
– знакомство с женскими образами в устном и прикладном народном творчестве.
Материал:
– образцы прикладного т–ва, репродукции отражающие образ Лады: царевны, красны девицы, икона с образом Матери с сыном, шкатулки, рушники, лепные, резные, фарфоровые, хрустальные лебеди, утицы, цветок Жива (рисунки, вышивка, кружева).
Ход урока
Звучит знакомая детям русская народная песня «Пошла Млада за водой» (исполнение детей или фонограмма). Учитель ведёт диалог о том, что Лада — это сама Земля Ладушка, плывущая в Небе. Небо — это Океан, дающий своё семя дождями и снегами. Коромысло Лады — это самого РА дуга, ведёрки дубовые — сила Перуна Громовержца, а яблочки, которыми рассыпается танцующая Ладушка — это здоровые, красивые, разумные люди. Можно добавить, что яблоко имеет форму ауры Земли и ауры человека.
Уч–ль: Мы с вами читали и рассказывали сказки, в которых живут прекрасные царевны. Каждая девочка мечтает встретить царевну, которая поможет ей стать совершенством — самой царевной. Открою секрет: каждый мальчик тоже мечтает встретить царевну. Скажите, какой она вам представляется?
Ответы:
Уч–ль: Разговор о царевне, в какой бы сторонке мы его не заводили, в детской аудитории всегда очень живой, и чем младше дети, тем он искренней и трепетней. Когда дети слышат вопрос: «Какая она царевна?» большинство из них отвечает: «Красивая!» А какие качества души видятся в красоте вам?
Ответы:
Обобщение ответов, стихи или песни о душевной красоте.
Уч–ль: Так уж повелось, что люди верят только тому, что видят глазами вокруг себя. Но наш внутренний мир гораздо богаче, он сияющий, радужный и многоликий. Наше состояние многоликости — это живые энергоёмкие потоки наших мыслей, мчащиеся в нас, вокруг нас со скоростью гораздо большей скорости света. Поэтому мы их и не видим. Чем богаче внутренний мир человека, тем ярче свет, идущий от него. Вспомните отзывы о добрых людях с такими определениями: «светлый», «золотой», «горячее», «ясные».
Ответы:
Уч–ль: Хотите попробовать представить царевну?
Ответы:
Уч–ль: Её образ каждый из нас увидит идентичный своему состоянию, и окружающие нас предметы помогут нашему воображению, потому что их подобие живёт в нашей генетической памяти.
Звучит музыка. Даётся время на раздумье.
Уч–ль: Образ царевны — это образ Природы, которая каждого из нас родила. Пусть останется личной, сокровенной тайной то, что каждый увидел.
Почему? Потому что у каждого, можно сказать на всю жизнь начался свой более сознательный диалог с Природой! Она — вечно юная Дева, Она — первородная Мать, образ которой живёт в наших сердцах, в наших глазах. Ученые заложили в компьютерную память портретные характеристики людей всех типов разных национальностей и вывели, что все люди произошли от одной прекрасной женщины — Праматери. А в этом образе живут все наши предки и мы. Наш единый Отец — это Разум–Род, а мы — народ! Природа создавала нас по своему подобию и, как Мать, ждёт от нас достижения всех совершенств.
Сегодня совместными усилиями мы создали обстановку, в которой всё напоминает о Ладушке: шитые, вылепленные из глины, сделанные из соломы Ляли, иконы, рисованные царевны, вышивки и кружева. Здесь ещё множество других предметов. Поговорим о том, как наш народ окружался вещими предметами, через образ Лады хранил в себе лад и склад. Понимание того, что любой звук, любая черточка имеет вибрационные характеристики, воздействующие на окружение, поможет и вам осмысленно произносить слова, более сознательно совершать действия, создавать какие бы то ни было предметы. Ваш внутренний мир станет богаче, вы будете сильнее, смелее и защищеннее. Если мы будем понимать прошлое, мы будем знать, что нам делать в настоящем, а это значит, что мы сможем сознательно проектировать своё будущее. Это — новое и небывалое в жизни.
Для формирования образного восприятия идёт диалог учителя и учеников с рассматриванием экспозиции на основе знаний, полученных на предыдущих уроках.
1. Образ сказочной царевны — это образ девственной (от «диво») Природы.
2. Глиняная Боярыня с дитятей на руках — Ладушка и вечно юные наши мысли. Юбочка колокольчиком — это образ спирали потока наших мыслей: чем дружнее голос сообщества, возносящийся ввысь, тем природнее ответ. Даждь — это «да» жди. Ладушка с уточкой — это Земля, человек, плывущие во Вселенной, Ладушка с зонтиком — Земля, человек, покрытые Небом. В полях археологи находят маленькие статуэтки женщин со слегка обозначенным животом, Это народ с ребятнёй просил Ладушку зачреватить и принести урожай — была бы мысль, а дело будет. Со школьниками Лялю–Дану–Живу можно и слепить из глины, и скрутить из конфетных обёрток — на них столько прекрасных растений и животных нарисовано! Надо же, наконец, учиться взрослым тому, как заслужить у Матери–Природы милости, и давать в этом пример детям!
Образ вечно юной Лады все мамы создавали со своими дочками в виде Ляль. Их рядили в платья из любимых лоскутов, к ним обращались за помощью:
Благослови, Лада, ой Лада,
Весну закликати,
Зиму замыкати,
Летечко отмыкати...
Глиняная, шитая Ляля — это прообраз иконы Божьей Матери с младенцем. Мать вынашивает дитя под сердцем: как она относится к людям, так формируется сердечность вновь нарождающегося человека.
4.Лебёдушки, утицы — это лёгкость, всепроникновенность животворной мысли, ковшики в виде утиц — пожелание, чтоб Небо всегда купало Ладушку в своих водах.
5.Черная посуда, расписанная красным и покрытая лаком — это Земля со своими красотами, которые даёт ей Небо. А Небо даёт то, что выпросит общность людей. Посуда чистая — это обращение к Небу–Роду.
6.Расписной грибок — Земля, шляпка–Небо.
7. Вышивки, вязание. Рассматривание образов.
Учитель поощряет ответы учеников, намечаются перспективы занятий, например, по изодеятельности.
Уч–ль: Наши уроки по народоведению направлены на то, чтобы как можно больше узнать об опыте предков владения силой мысли. В крови каждого из нас живёт предковая память и при подобном разговоре на душе становится тепло. Можете ли вы поделиться, что особенно вас тронуло и что могло бы нам пригодиться в жизни?
Ответы:
Уч–ль: Ведая о силе мысли, надеюсь, вы понимаете как важно, чтобы мысли каждого человека и всех людей были позитивными. Начинать нужно себя и тогда будет меняться наше окружение. «Мысль — моя Природа», — говорит Учитель Иванов.
А природная мысль, — это роза: лепесток к лепестку в лад и склад. Лад — это не застывшее состояние, а синтез всех природных качеств, взаимно дополняющих друг друга, формирующихся в вариации. Лад — это разум и красота, это творчество, возможное, если крепки вера и стремление, живёт привычка всё доводить до логического завершения. Узнавайте как можно больше о 108–ми качеств в себе, растите себя с помощью Природы и она –Мать будет открывать перед вами свои тайны.
Домашнее задание:
1. Найти в литературе по народоведению тематические заклики для работы с их образами.
2. Приготовить лоскуты, деревянные чурочки для изготовления Ляли.
1. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М., «Современник», 1982.
2. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Репринтное воспроизведение изд–я 1880 г. М., «Автор», 1992.
3. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов, «Надежда», 1993.
4. Коринфский А.А. Народная Русь. Самара, областной центр народного творчества. 1995.
5. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., Высшая школа, 1982.
6. Миролюбов Ю. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов. М., Беловодье, 1995.
7. Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. Рест., перев. и коммент. Буса Кресеня (А.И. Асова.) М. «Наука и религия», 1992г.
8. Иванов П.К. Рукописное наследие.
9. Иванов Ю.Г. Учитель и ученик. Природное оздоровление по системе Учителя Иванова. Самара, СамГПУ. 1999.
10.Иванов Ю.Г., Иванова А.А. Природное развитие ребенка. Учебно-воспитательная программа. Самара, СамГПУ. 2000.
11.Иванова А.А. Культура Души. Учебное пособие по этнопедагогике. Самара, СамГПУ. 2001.
12.Иванова А.А. Лад Земли. Учебное пособие по этновалеологии. Самара, СамГПУ. 1999.
Оглавление
Урок№1 Тема: «О древней и современной вере в человека»
с. Ореховка, Луганская область. Ю.Г. Иванов, Райское место, 2009-2015 гг.