Самарский государственный педагогический университет,
кафедра валеологии
Гуманитарный центр Ивановых
Добровольное общество «Истоки» им. П.К. Иванова
Ю.Г. Иванов, А.А. Иванова, Е.Е. Козлова
К разработке программы интегрированного обучения
Методические и организационные основы
природного развития детей
Самара — Ореховка
2003
Авторы:
Ю.Г. Иванов, кандидат философских наук, доцент СамГПУ,
А.А. Иванова, ст. преп. валеологического факультета СамГПУ,
Е.Е. Козлова, н. с. Киевского международного института социологии
Рецензент:
Ю.П. Паршин, к. п. н., доцент Самарской академии культуры и искусств
РАЗВИТИЕ ПРИРОДНОГО МЫШЛЕНИЯ
КАК ФИЛОСОФСКОЕ ОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ
СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
О социальной и педагогической значимости учебных пособий
Ю.Г. Иванова «Учитель и Ученик», «Русский вектор», «Мерцающий мир»
и А.А. Ивановой «Лад Земли», «Культура души», учебно-воспитательной программы «Природное развитие ребенка» и методических разработок авторов
Актуальность работ
Человечество переходит в новую — информационную – цивилизацию. Переход этот происходит в значительной мере стихийно: если технические, технологические и экономические его аспекты усиленно разрабатываются и уже реализуются, то научное обоснование, прогноз и превенция социальных последствий практически отсутствуют. В общественном сознании доминантами общественного воспроизводства по–прежнему остаются техника и экономика. Вопреки здравому смыслу социальное мыслится как одна из составляющих экономического развития. Негативные следствия такого состояния общественного сознания очевидны: социальные индикаторы экономических преобразований общеизвестны. Для коррекции социальной ситуации, становления социального аспекта управления общественным развитием необходимы преодоление инерции технократического и «экономократического» мышления, ломка устоявшихся культурных стереотипов мышления и устаревших стереотипных представлений о цели и задачах общественного развития.
Задачи развития человека и социального развития пока только декларируются, они не наполнены конкретным содержанием. Конкретизация цели и задач социального развития, доведение их до уровня разработки и освоения механизмов реализации требуют мировоззренческого самоопределения общества. Это требование особенно актуализуется в моменты социокультурной трансформации, когда становится насущно необходимой трансформация общественного сознания и мышления. Настоятельная потребность идущего цивилизационного перехода в информационную эру состоит в необходимости формировать предпосылки для сознательного управления современным общественным развитием на социетальном уровне в направлении коэволюции человека, Природы и общества. Важнейшей, а возможно, определяющей предпосылкой успешности социальных преобразований, развития их в направлении коэволюции человека, Природы и общества являются подходы к формированию преобразований на основе концепции природного мышления.
Сущность и новизна работ
В условиях трансформации общественной жизни изменение социальных функций образования определяется необходимостью перехода от задач воспроизводства сложившихся культурных стеретипов и форм деятельности к задачам природного саморазвития человека и общества, а через это — к задачам созидательной деятельности. Но так как концепция образования опирается пока на старую, чисто материалистическую парадигму, необходима разработка новой концепции образования и реформирование методологии построения педагогического процесса в направлении преобразования задач, функций и содержания образования в соответствии с новой научной парадигмой, новым научным видением научной картины Мира.
Предлагаемые вниманию педагогов работы «Учитель и Ученик», «Мерцающий Мир», «Лад Земли», «Культура души», а также учебно-воспитательная программа «Природное развитие ребенка» и методические разработки открывают новое представление объединенного образа Человека и Природы как цельного единого нераздельного Мира, находящегося в непрерывном эволюционном развитии. Показаны механизмы эволюции в Природе: процесс эволюции Природы включает и человека. Последовательно проводится мысль о том, что мера и вектор участия человека в этом процессе определяются степенью совершенства самого человека в живой Природе, характером его чувств, мыслей, поступков. Следствие их — эволюционный или инволюционный характер развития самого человека; он сам формирует свою будущую среду.
Естественнонаучные знания, исследовательский интерес, проникновение в пространство внутреннего личного мира, познание сущности природы самого человека становятся всё более привлекательными для ищущих. В условиях изменения философской парадигмы конца XX — начала XXI веков, обусловленной логическими выводами П.К. Иванова в результате его 50-летней природной практики и практики его преемников, понятие «Природа» в культуре ноосферного мышления соотносится с эволюционным развитием человека. Видение сущности Природы, представленное человечеству П.К. Ивановым, подводит человека к возможности логической самореализации, гармонизации всех природных систем и взаимосвязей. Естественнонаучное представление о природе явлений, развитии материи объединяет естественное и то, что кажется сверхъестественным. Оно подводит разум человека, умеющего мыслить рассудочно и обладающего пространственным воображением, к новым знаниям о характеристике временных состояний и о процессе природного мышления человека. Естественнонаучное представление о Человеке и Природе как о едином образе объясняет законы движения и явлений Вселенной как акт деятельности, формирующей Знание. Человек как феномен Природы, как вариативный образ самой Вселенной — самое интересное явление в ней. Биоэнергетику человека возможно понять с позиции освоения знаний об энергетическом принципе взаимодействия человека, Земли, Вселенной, всех возможностей человека. Педагогу необходимо иметь общие представления о том, что окружающий Мир состоит из пульсирующих ритмов существующей живой материи. Вселенная — это эфир, как мельчайшие вихри живого потока Вселенной, имеющие иерархию колебаний и движущиеся со сверхсветовой скоростью по замкнутой объёмной спирали. Мерцающее движение живого потока в пространстве, заложенное Природой, — это объёмная спираль, в ядре которой сгущается плоть, а на оболочке разворачиваются идущие изнутри и опять вовнутрь тончайшие эфирные потоки этой плоти. Весь окружающий Мир — это дыхание пульсирующих ритмов существования живой материи. Земля как природный источник существования человека является космическим вихрем Вселенной: изначальная сила Земли формируется из эфирного потока Вселенной и становится видимой в виде света, снега, дождя. Человек — высшая ценность Природы, самореализующейся в нём, как в своём лучшем творении. Основой отношения человека к Природе должно стать его отношение к ней не как к объекту, а как к субъекту — как к Матери. Тайна бесконечности жизни человека — в тайне дыхания, при котором сознание способно менять ритмы, форму и качество проявления материи. Понимание того, как разворачивается физический процесс образования человека, даёт ответ на вопрос о том, как будет осуществляться его дальнейшая деятельность. Можно привести несколько положений из теории «Мерцающий Мир»:
«Человек — высшая ценность Природы, её самореализация и проявленная сущность.
Вера — изначально заложенное Природой состояние человека, направленное на достижение идеала, проявленное в устремлениях и действиях, сочетающее в себе осознанные и подсознательные импульсы и интенции.
Творец — Человек, знающий законы движения Вселенной, творящий всё для того, чтобы эти законы познали и жили по ним другие.
Созидание — разумное свойство Человека, при котором вновь образованные им формы дополняют красоту и единство Природы. Это преобразование хаоса в гармонию, акт деятельности, формирующий Знание.
Покров — изначальная сила Природы на Земле, которая происходит и формируется из эфирного потока Вселенной, опускается на Землю с Небес, становится видимой и ощущается человеком в сияниях света, а также в виде снега и дождя.
Земля — космический вихрь, 108 элементов Природы, познанных человеком, природный источник существования человека, материальная конституция человека. Воздух, Вода и Земля — минералы, живые неумираемые тела — друзья человека.
Тело человека — осязаемое взаимодействие живого потока Вселенной с минералами Земли. Наследственная программа, передающая ритм существования, вдох и выдох которого в настоящее время примерно по 35–40 лет. Мерцающий объект, последовательно образующий ткани и органы. Движение тела в пространстве — совместная прецессия в пространстве сознательных состояний и природных потоков.
Сознание человека — накопленный опыт своих состояний и действий, позволяющий рассудку анализировать и определять вектор дальнейшей эволюции (прецессии) человека в Природе.
Наследственная программа, по которой формируется человек, изменяется от внутренних потребностей человека и внешних условий».
Вхождение в новое видение картины устройства Мира изменяет поток сознания человека. Новый вектор мышления — русский вектор – позволяет рассудку, используя накопленный опыт состояний и действий, определить вектор дальнейшей эволюции. Самым великим богатством на Руси всегда были знания и самым великим почитанием — почитание мудреца. С помощью гипотезы Мерцающего Мира становится ближе и понятней духовное наследие славян, объясняются истоки и смысл древнерусской культуры. Человек, владеющий знаниями в области культурологии, сможет приблизиться к пониманию того, что это эзотерические знания, за которыми объяснение Мироустройства. Знания о живом потоке — это знания о Великом Духе, который окружает человека с колыбели. И так как Духовное играет главную роль в становлении его здоровья, развитии мышления, а с этим — и его судьбы на все дальнейшие века, оно должно стать по праву главенствующим. Без новых знаний культурное наследие всё так же будет трактоваться как прекрасный вымысел. В свете же истинных природных знаний можно уже вести речь не о механическом использовании элементов культурного наследия, как это делается в искусстве, а об осознанном включении именно исконного принципа развития природного мышления человека для его эволюции. Возрождение социальной реконструкции культурных артефактов духовного наследия славян не только вводит нас в мощные энергетические пласты исконной русской культуры, но и устанавливает в корне новые представления о механизмах причинно–следственных связей внутри триады «Человек — Общество — Природа», показывает, что роль человека в формировании своего будущего – определяющая.
Смысловым стержнем является цельность мировоззренческой концепции, основанной на новом научном видении картины Мира. По опыту работы со многими педагогами стран СНГ можно говорить, что освоение читателем поднятых авторами пластов подводит его к собственному духовному восхождению. Чувство–мысль увлекается мощным потоком спиралью вьющихся смыслов, возрождающих в душе легко узнаваемое — родное. Формируется ощущение причастности к мощному пласту родной культуры, к Покровам, а вслед за этим – светлое состояние уверенности в истинности пути. В него влекут красота и сила энергетически значимых образов — реальной составляющей Природы. В ответ возникает потребность активного участия в формировании будущей жизненной среды через мысль, слово, дело.
Каждая культура формирует одной ей свойственный менталитет, знаковую, семантическую и аксиологическую системы. Новая русская мировоззренческая культура и свойственный ей менталитет является мощным катализатором трансформации общественного развития на общесоциетальном уровне в направлении коэволюции человека, общества, Природы. Преобразование стереотипных способов видения и оценки явлений Мира, свойственных уходящей культуре конкретно–предметного мышления эпохи «материализации сознания», постепенно формирует новый «ментальный инструментарий». Можно говорить о том, что в Природе происходит процесс рождения новой мировоззренческой культуры, исходящий из понимания единства и целостности Мира, вырабатывается менталитет, созвучный новым потребностям общественного развития. Возрождение аксиологической традиции древнерусской культуры помогает человеку осознать свою роль в созидании среды, в том числе нравственной.
Освоение образов и символов древнерусской культуры содействует прояснению сознания, способствует определению реальных механизмов осуществления социокультурной трансформации. Преобразование сферы сознания, освобождение его от замутнения — от стереотипов потребительской культуры –формирует вектор созидания через саморазвитие.
Вектор созидания, вектор эволюционных преобразований ориентирует на задачи обеспечения коэволюции триады “Человек — Общество — Природа”, и соответственное изменение социальных функций образования предполагает, в частности, обеспечение перехода к целостному восприятию и познанию учеником мира Природы как мира человека в русле единства и целостности социальных отношений. Средством решения этой задачи является переход к интеграции учебных дисциплин и интеграция самого педагогического процесса в направлении синтеза двух, ныне разрозненных, аспектов: воспитания и образования и введение этого процесса в русло природного развития человека.
Осознание своей роли и ответственности
за создание будущего — своего, народа, человечества
Социальная и педагогическая значимость работы
Мировоззренческий материал, представленный на уровне конкретных методик, подводит к пониманию принципа образного видения предками явлений Природы. Их отражение в знаковых формах культуры (цифрах, буквах, словах) позволяет увидеть физические, биоэнергетические процессы и осознанно подойти к формированию своих мыслей, поступков и, соответственно, своего места в Природе. Считаем, что природные знания, отраженные в рассматриваемых учебных пособиях и методических разработках, способны сформировать методологическую основу дальнейших исследований во многих сферах педагогической деятельности: от сферы образования до структуры учреждений социальной коррекции и превенции. Мировоззренческая концепция нового научного видения картины Мира, являющаяся сущностной основой данных работ, может оказать стимулирующее воздействие на развитие педагогической мысли в её единстве с практикой, открыть широкие возможности для сотворчества представителей различных педагогических и социогуманитарных направлений на единой методологической платформе.
Важнейшим следствием нового образовательного процесса должно стать изменение представлений о системе причинно–следственных связей во взаимодействии триады «Человек — Общество — Природа» в светлую сторону: своё будущее человек может определять сам, становясь на путь саморазвития в согласии с законами природной эволюции. Носители нового культурного менталитета — педагоги играют особо значимую роль в идущей социокультурной трансформации, поскольку имеют большие возможности влияния на преобразование сознания детей в пору его становления. Это облегчает формирование и распространение новых культурных стереотипов, свойственных новой мировоззренческой культуре. Механизмы овладения родным языком формируются на уровне включения сознания человека в общеприродные процессы и усвоение социальной коммуникации, а не с помощью запоминания правил его построения.
В настоящее время в сфере образования существует предпосылки для восстановления утраченного единства триады «Человек—Общество—Природа». Возврат к такому пониманию сущности понятия «Природа», как его понимали наши предки: состояние, в котором главную роль играет сообщество людей, народ, может способствовать успешности решения фундаментальных проблем общественного развития на всех уровнях: глобальном, государственном, региональном. С этим преобразуются все аспекты философского знания: онтологический, феноменологический, гносеологический, аксеологический. Остается определить реальные механизмы реализации социальных преобразований на всех уровнях общественного развития и модель общественного жизнеустройства. Для решения этих задач необходимо методологическое обеспечение со стороны философской науки, в частности – развитие цивилизационного подхода в социальной философии, становление её категориального аппарата как основы развития методологии, методов исследования целостной социальной реальности комплексом социальных наук на единой методологической основе.
ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Цель
Школа природного развития основной своей задачей ставит не обучение, а развитие человека. По определению русских мыслителей, развитию подлежит только единое существо, содержащее в себе множество внутренне связанных между собой элементов. Развитием можно назвать изменения, имеющие свой корень или источник, которые, в свою очередь, только для своего окончательного проявления и полной реализации нуждаются во внешнем воздействии. Изменения же, которые определяются только внешним, более того, чуждым организму воздействием, могут влиять на ход развития, замедлять его и даже разрушать, но они не могут входить в само развитие. И хотя материал для развития и материал для его реализации подаются извне, это побуждающее начало может действовать лишь в соответствии с внутренней природой своей сущности.
Ряд всевозможных общественных изменений без общего природного начала, без общей цели для всего общества и каждого его члена не есть развитие. Умозрительность, призрачное восприятие действительности, на которых основано всё современное образование, — это абстрактный формализм, из–за которого происходит самоотрицание и самоуничтожение человека. Общество — это нескончаемое, изменчивое в своих природных формах бытие, поэтому для дальнейшей действительности имеют значение только такие деяния человека, за осуществлением и частными результатами которых, — истины, необходимые для чувственного состояния сознания. Познание, истинное понимание всецелой действительности, внутренняя связь личного и частного со всеобщим происходит только из преобразующего личного опыта. Вхождение в биоэнергетический природный пласт — это включение механизмов, определяющих процесс развития человека. Выработка оптимальной модели образования могла бы за короткий период решить задачи вызревания человека как личности, адекватной сущности развития социальных и природных процессов.
Принципиальной является установка на развитие природно- ориентированной педагогики. Школа природного развития, главное назначение которой состоит во включении механизмов саморазвития, самосовершенствования, самоучения, самовоспитания, самообразования, самооздоровления в направлении эволюционирования педагогов, учащихся, всех систем их деятельности с одновременным преобразованием социальных структур и институтов, может считаться рациональной формой отработки и реализации такой модели образования. Существующая форма организации системы образования позволяет с помощью концепции природного развития человека в короткие сроки трансформировать педагогический процесс, сохраняя целостность основных структур системы образования. Практическое освоение программы «Природное развитие ребёнка» и методических разработок к ней, как основ для формирования нового взгляда на природу развития человека, открывает дорогу к дальнейшему освоению методов оздоровления, интеграции учебных дисциплин и педагогического процесса в целом.
Задачи
* Выработка требований к содержанию и формам педагогического процесса.
* Выработка средств, обеспечивающих соблюдение этих требований.
* Определение требований к педагогу.
* Определение способов и методов овладения средствами деятельности.
* Определение критериев результативности педагогического процесса и деятельности.
* Определение предпосылок успешности педагогической деятельности.
Принципы организации педагогического процесса
при интеграции учебных дисциплин
Реформирование методологии построения образовательного процесса в направлении перестройки задач и функций образования в соответствии с актуальными задачами социального развития и решения задач социокультурной трансформации требует сознательного представления о цельности человека в единстве его внутреннего и внешнего миров через осознание образа человека и Природы как цельного, единого и нераздельного Мира, находящегося в непрерывном эволюционном развитии. Перспектива развития природной школы определяется возможностью достижения главной цели человека — самореализации себя в Природе. Если это происходит в единстве с общими космопланетарными процессами, то вызревание целостной творческой личности гармонично вливается в целостность самой Природы. Для полноценного развития человека Природа — один из главных факторов, наряду с системой общественных взаимоотношений и системой воспитания. В результате взаимодействия человека с Природой взращивается творческая личность. Основополагающим принципом природной школы является природосообразность в подаче материала. Философским обоснованием принципа природосообразности является положение о том, что духовная и культурная эволюция человека — сущность его природы. Переход к новой модели образования способен содействовать ускорению процесса социокультурной трансформации. Осуществление возможно через переход от дифференциации знаний по предметно–дисциплинарному принципу к интеграции их по естественно–природному ноосферному принципу мышления.
Интеграция учебных дисциплин может являться средством выработки оптимальной модели образования, которая могла бы за короткий период решить задачи вызревания человека как личности. Насущным становится создание условий для возрождения механизмов культурной преемственности, перехода от передачи дискретной, фрагментарной информации к процессуально–деятельностному принципу передачи материала, предполагающему сотворчество науки, педагогической практики, педагога и ученика, что в будущем может стать базисом для создания естественнонаучной методологии природного развития ребёнка. При условии включения информационного потенциала общества этот переход может быть реализован в течение жизни одного поколения. Информационная поддержка должна быть направлена на возрождение природы человека.
Общие положения
О духовных составляющих отечественной культуры
Так как общество — это нескончаемое, изменчивое в своих природных формах бытие, вхождение в духовные составляющие отечественной культуры через очевидную логику изучаемых явлений природной истины способно оживить первостепенные созидательные силы общества. Для того, чтобы привести процесс социализации детей в соответствии с закономерностями физиологического и психологического становления человека, необходимо обратить внимание на развитие образного, довербального мышления как фундамента последующих стадий развития психики человека, влияние которого в прикладных дисциплинах, в частности, в педагогике, пока игнорируется. Внимание к внутренней сущности образов древней культуры освещает перспективу воспроизведения последовательности развития соответствующих фаз антропо–социогенеза. Образное мышление — необходимый компонент воспроизводства в онтогенетическом развитии предшествующего опыта, форм социогенеза народа. Благодаря освоению принципов природного мышления можно решать потребности настоящего времени: решать личностно–оздоровительные задачи, укреплять и восстанавливать Дух человека, воспитывать здоровую патриотическую убеждённость, основанную на разумной рассудочности. Помочь не только детям, но и взрослым осваивать принцип сознательного строительства своей жизни, завещанный предками, это не только помогать представлять, как жить далее самим и как осуществлять свои замыслы, но и помогать осуществлению здоровых общественно значимых идей, эволюции человека.
Энергетика личностных образов нашей культуры— следующее, после природной закалки, могучее средство для развития человека. Во–первых, 108 Ликов отражают бесконечную купу живых вариаций Единого и неделимого состояния Многоликой Природы. Каждый Лик — это биоэнергетический животворящий синтез собирательных состояний лучших определённых природных качеств человека, внутренняя логичность которых создаёт предпосылки их перетекания и преобразования одного состояния в другое, что выражается в генетике личностных природосоответствующих возможностей, способностей человека. Во–вторых, за каждым из имён 108 Ликов биоэнергетика исконных звуков и слов родной речи, и наоборот, за каждым исконным древнерусским словом — состояние определённого образа, облик как выражение эволюционного развития человека в единстве с природными явлениями. Например, От РА (рождение разумного) – «радость, рассвет, радуга, пора, доро(а)га» и бесконечное множество слов, от Купалы – «купа, купно, купать и покупать, вкупе, купец», от Красича – «красота, красно, красиво», от Стрия – «стрела, стремительность, стойкость, стройность», от Вышеня «высота, возвышенность, ввысь», от Даны – «дать, придать, приданое, придаток» и т.д. В–третьих, сотворчество с Природой — разумнейшее свойство человека, открытого своим телом действию природных факторов, поэтому Земля отражает минеральную конституцию человека. 108 Ликов, как 108 внутренних качеств, — это и 108 минералов: в одинаковой пропорции все 108 минералов находятся и в человеческом организме, и в теле Земли. Начало их поэтапного образования по спирали, отражающей опускание Духа в материю, задаёт вода. Древнее название воды — «роса», отсюда самоназвание «росы, русы». В–четвёртых, двойная спираль биолингвистических элементов соответствует двойной спирали химических элементов, поэтому можно говорить и о том, что полнота набора химических элементов организма каждого человека, т.е. полнота его природности, определяет его конституцию, что отражается в красоте его облика, в тембре голоса и в речи, во всей культуре взаимоотношений с людьми.
Итак, учитывая то, что в генетическом соответствии строения нашего тела и произносимых нами звуков величественно выражена собирательная энергетика конкретных высоко–сознательных деяний 108 Ликов исконной русской культуры, можно говорить о том, что речь человека является богатейшим средством самовыражения Природы. Спирально колеблющиеся образы–звуки сознательно сложены предками в стройную биолингвистическую связку высоконравственных образных понятий. Всё пульсирующее, мерцающее тело является тончайшим музыкальным органом, который может воспринять и отобразить все звуки. Эти процессы соразмерны силе наших чувств, так как звуки (селиконы) в языке выстраиваются по законам комплементарности нуклеидов, входящих в структуру ДНК — молекул, несущих наследственные качества. Любой орган нашего тела работает в определенных резонансных частотах, которые ритмично взаимодействуют друг с другом: частота вибраций всех мышц, сосудов, клеток столь тонкая, что они издают мелодичное звучание — поют. А так как малейшее колебание мысли, звука побуждает волновые процессы во всём вековечном пространстве, ритмы живых образных, сознательно произносимых, и особенно хором пропетых слов играют большую роль в отлаживани ритмов всего природного естества и целесообразия человека. Степень здоровья человека, открытость его чувств ко всему окружению, глубина сознания – три взаимосоставляющие Единого, определяющего воспринятие потоков, идущих со Вселенной, а значит, и эволюции человека.
До недавнего времени в нейрофизиологии, изучающей состояние сознания, было известно три основных формы его активности: бодрствование, быстрый сон и медленный сон. Во время слушания волшебных сказок у детей, а при чтении образных молитв и у взрослых, сознание находится в состоянии так называемого медленного бодрствования, свойственного более природному состоянию сознания младенцев двух–трёх месяцев. Так как звучание образных исконно русских слов — это живой энергетический поток, волнами текущие из сердца и сливающиеся амплитуды колебаний чувств–звуков на биоэнергетическом уровне по спирали взволновывают сверхэлементарные частицы и клеток организма, и окружающего пространства. Поэтому сознательно выстроенная и плавно текущая речь или песня способны не только прекрасно преобразовать внутреннее состояние человека, но и всю окружающую среду, Вселенское пространство. Именно мелодия наших чувств создаёт вечно живущие в пространстве информационные потоки: одухотворенная мысль стрелой — спиралью мгновенно, быстрее света распространяется по Вселенной и, освещенная Духом, возвращается пославшему. Сознательное употребление исконно русских образных слов, восстанавливая в генетической памяти силу первообразов Матери Природы, помогает человеку вспоминать, открывать в себе и обретать такие качества, которые есть в крови, в генетическом состоянии как природные заслуги родов. Но пробудить свои генетические возможности способно сознание, освещенное одаренностью, пламенностью, постоянным порывом к достижению.
Об «Азбуке росичей»
Новое видение Мира настолько раздвигает рамки границ предметных знаний, что позволяет увидеть, что наш родной язык, богатый природной образностью, во много раз больше, чем средство передачи конкретной информации: это язык Природы как священнейшее достояние землян. С помощью авторского пособия «Культура Души», ч.2 «Азбука росичей» педагоги и дети получают возможность познания исконного смысла слов и понятий родной речи. Становится возможным пору обучения детей запоминанию конструкций из букв, обозначающих предметы, превратить в пору становления гражданственности личности. Книга открывает, что звуки, буквы и слова — это рождённые открытым сознанием синхронные и пропорциональные ритмы потоков от развития клетки до движения планет во Вселенных, за которыми определённая энергетика. Осознание того, что звук, слово несут не только конкретную, сиюминутную информацию, а вводят в глубокий кладезь знаний, как в мощный генетический энергетический пласт, позволяет пользоваться этой силой на раскрытие творческого потенциала и рождение условий для общего счастливого завтра.
О развитии образного мышления
С расширением кругозора укрепляется жизненное кредо, что способствует стремлению создать творческую атмосферу для саморазвития детей, а со стремлением рождается умение. Понимание того, что вообще стоит за образами духовного наследия отечественной культуры, формирует у педагога своё собственное понимание, какие качества в человеке тонизирует тот или иной образ определённой сказки, то или иное обрядовое действие, игра. Для примера напомним, какое внутреннее биоэнергетическое состояние выражают те или иные образы: царевич и царевна — разум и сердечность, конь — сила, несущая крепь идеи, волк — смелая мудрость, красота природной независимости, Жар–птица — полёт одухотворённой мысли, озарение. Сознательный рассказчик сказки «Иван–царевич и серый волк» или заводила игры «Волк и гуси» могут так образно передать своё отношение к реальной жизни и свою мечту о красоте человеческих устремлений, что благодаря этому дети в сей же момент видят называемые образы такими живыми, что адекватно ощущают их состояние всей своей сущностью. Резонанс на собирательное биоэнергетическое состояние высокодуховных действий конкретных людей из сказок так оздоравливает мышление детей, что становится как бы поведенческим саморегулятором. Отпадает потребность в морализации, ведётся лесенка ввысь к достоянию человеческой души, и дети начинают осознанно соотносить свои действия с вечно живущими в Природе действиями любимых, прекрасных душой героев.
Постепенно набирается материал для интеграции знаний. Например, тема о смелости может быть обогащена введением в беседу образа волка из сказки — мудрой генетической наставительности, живущей в сознании каждого человека. Смелость помогает преодолевать и горы преткновений, и моря человеческих речей, и леса неизведанных знаний. Синтез знаний по природоведению о жизни волка, приметы, поговорки, вдохновенность после подвижных игр с образом волка на уроках по культуре здоровья и переменах могут являться стимулятором к рисованию образа смелого, неустрашимого друга Ивана–царевича. А всё вместе вызовет в сознании, а значит и в теле, биорезонанс на истинные определяющие природные свойства в человеке, которые в животных – подобие первородным. Человеку необходимо сделать в Природе отбор лучших своих же качеств, стать обладателем достоинств, способностей, свойственных человекому сознанию по его природе. Множество природных качеств находится в человеке в живых комбинациях и синтезе, а растениям и животным свойственны только отдельные из них: собрать все качества всех животных и всех растений, это и будут свойства и возможности человека.
Насыщение сознания детей о вещем значении всякого образа и о том, что за каждым образом — развивающиеся природные действия, будет способствовать:
* развитию личных возможностей через личный опыт образного видения;
* стиранию границ в восприятии различных явлений окружения;
* росту знаний о том, что видение внутренним взором разворачивания природных процессов — это и участие в их развитии;
* насыщению интереса к устойчивости своего личного и коллективного стремления к развитию позитивного мышления как мышления творческого и созидательного;
* бережному отношению к своему голосу как к дару Природы для диалога с ней, стремлению к развитию своих и коллективных вокальных возможностей.
Укрепление физического здоровья, психологического состояния и веры в своё будущее при развитии образного мышления могут содействовать:
* обретению новых личностных качеств и, благодаря им, улучшению сущностного состояния того, что при обычном мышлении кажется внешним окружением;
* осознанию глубины внутреннего состояния фрагментарных, видимых взором, элементов Природы;
* через осознание внутренней сущности окружающих вещей расширению возможностей диалога с Природой;
* осознанию портрета Я реального через образное видение своего внутреннего Я;
* объединению и укреплению в сознании разрозненных знаний и формированию нового нравственного облика ученика, ответственного за получаемые им знания.
Человек развивается, если он, имея пример, учится размышлять. Высота веры, с которой человек, размышляя, обращается к Природе, как к Матери, встречает адекватную ответную волну, особенно если обращение идёт через Победителя Природы Учителя Иванова. Над сознанием детей, начинающих мыслить образами, оживающими в их сознании, уже не властны предрассудки и заблуждения, замедлившие и затемнившие истинное просвещение и образование. Входя в мощные энергетические пласты Природы, можно зародить в душах воспитанников новые представления о механизмах причинно–внутренних связей внутри триады «Человек — Общество — Природа».
О личности педагога
Педагог, имеющий силы благородства, заложенные в его природе, как в личности, пробуждая ясность образного коллективного мышления, помогает рождать убеждённость, создаёт предпосылки для формирования нового сознания, способного участвовать в созидании будущих сред, в том числе своей нравственной. Имеют ли право взрослые, вооружившиеся административными грозами, заставлять заучивать растущего человека не только то, что нравно, а то, что даже вредно? Школа выстраивает взгляд на нравственное, психологическое и физическое состояние здоровья своих выпускников и всего общества, создаваемого теми же выпускниками. Всякий ли педагог способен взять на себя за это ответственность и задать себе и своим коллегам вопросы, назревшие в Природе как насущные:
* что я и мы представляем собой как мыслящие, нравственные личности в современной ситуации трансформации мировоззрения и культуры?
* отвечает ли эволюционному развитию человека идея, идеал, к которым я и мы устремлены?
* соответствует ли моё и наше саморазвитие природному развитию человека и помогает ли его осуществлению избранный идеал?
За личностью настоящего педагога — не горы административных установок, а влечение к самосовершенствованию, к освоению представлений о природе человека в соответствии с современными достижениям науки и практики о взаимосвязи физиологического, психологического и нравственного состояния человека. Так как нравственное состояние проявляется в физиологическом и наоборот, а степень здоровья наставников, их влюблённость в жизнь и влечение к детям определяет развитие подопечных, мера здоровья каждого из взрослых важна как первостепенное условие благополучия всей школы. Воспитанники — те, кто восходят, напитываясь питьём, которое привносят окружающие, и только пример определяет степень становления воспитанников на свои собственные ноги.
Своим здоровьем каждый индивид вносит определённую лепту в здоровье общества, социальных отношений, поэтому можно говорить о том, что понятие «культура здоровья», в первую очередь, вмещает в себя понятие о духовности человека. Опыт в восстановлении соматического и психологического здоровья, помощи окружающим можно и необходимо передать и через предметные дисциплины, что будет являться для окружающих стимуляцией в саморазвитии природных качеств. Накопление практического опыта и дальнейшее развитие научных и методических знаний в этом направлении позволит отдельным педагогам и школе в целом более активно решать актуальные социальные задачи. Социальная значимость обозначенных подходов и задач, связанных с их решением, доступность средств их решения, естественность, практичность, наряду с основательным научным обоснованием, позволяют надеяться на скорое и интенсивное вовлечение их в современную педагогическую практику. Новая платформа социальных взаимоотношений, формируясь в природном русле, может вести за собой утверждение новых взглядов для таких преобразований, как создание условий для равновесия человеческих возможностей и необходимостей. Кладезь достижений предшествующей и новой педагогической русской мысли мы будем раскрывать и развивать именно в этом направлении.
О нравственном выборе
Вхождение в культурно–исторический пласт возможно на основе многих подходов, и некоторые из них обозначены нами в методических рекомендациях. Например, принципы коллективного общежития мы признаём как необходимые для жизни и развития человека культурные нормы и формы вежливости. В эпохи переходные, в одну из которых живём мы, выполнение этих задач тесно связано с личностным самоопределением, формированием и распространением принципов взаимоотношений, поведения, мышления, видов деятельности, соответствующих истинной культуре, в противовес воспроизведению и тиражированию стереотипов уходящего. В этом важна чёткость нравственной позиции педагога, обозначение направления его личного нравственного выбора. Если обычные уроки, чаще, только по форме – диалоги, а, по сути — монологи преподавателя, при которых воля ученика скована рамками и нормами, то уроки в природной школе — ступени нравственного восхождения, позволяющие создавать предпосылки для свободного самоопределения человека в его свободной позиции по отношению к конкретному явлению. Основное в методике природного урока — душевные, одухотворяющие размышления, вбирающие тематику жизни. Ход урока определяется реакцией детей на текущие социальные события.
О способах решения проблемных вопросов
Необходимо отметить и то, как нами ведутся поиски решения вопросов, которые принято считать проблемными. Так как мысль проективна, то развитие всех процессов в Природе обусловлено коллективным мышлением человечества. Образная энергия мысли, направленная на создание технологий для профилактики или даже борьбы с предполагаемыми негативными проявлениями, уже сама по себе рождает в Природе предпосылки для их появления. Знания же о природе мышления человека помогают направить развитие сознания детей в русло духовного становления. А вера в человека крепит его волю, помогает относиться с пониманием к негативным проявлениям, а не бороться с ними. Сколь мы сами будем действовать на стороне Природы, столь она будет на нашей стороне. Например, школьники разбили окно в одном достойном красивом учреждении. Мы видим в этом не частный случай, а факт проявления агрессивного давления со стороны противоположников в Природе вообще. И это сигнал к тому, что не только в данном коллективе или в характере какого–то его отдельного деятеля, но и во всём обществе существует необходимость вырабатывать такое состояние, в котором авторитет общественно-полезных деяний не только гасил бы агрессию, но и будил у зачинщиков дремлющие силы солидарности и сотворчества. Природное состояние сознания — это не гневливое поучительство и осуждение с поисками виновника и средств для его наказания, а совесть, разум и любовь, отражённые в сопереживаниях и за обиженного, и за того, кто проступком уронил своё достоинство. Каждый человек на Руси осваивал алгоритм взаимоотношений через чувства окружающих, которые воспевались в героических образах былин, волшебных сказок, пословиц, колыбельных. Память о высоких чувствах живёт в крови ныне живущих. Поэтому коллективные размышления с мудрым использованием культурно-исторического пласта, за которым мощная энергия реальных событий, на веки вечные может открыть перед ребёнком, отроком, юношей тайну, как быть здоровым, хорошим и счастливым человеком. Как, например, поступает сказочный царевич? Он прекрасен: здоров, красив, хорошо воспитан, он готов на подвиг ради Отчизны, он всегда на стороне обиженного! Предложение представить состояние и пострадавших по отношению к обиде, к потере, и состояние виновника, его родителей помогает войти в положение многих людей, ощутить обиду и прощение, азарт и раскаяние, страх или хитрость, уловку уйти от ответственности или стыд, стремление принести извинения, компенсировать ущерб или желание стереть из памяти вину. А как колеблют пространство коллективной мысли эмоции косвенных участников: сочувствующих, взволнованных или безучастных, подстрекателей или укрывателей, а то и настоящих обидчиков, обманом уходящих от ответственности! Во всех нюансах нужно быть на стороне обиженного — сочувствующим человеком — Учителем, царевичем, и тогда душевные поиски помощи всем сторонам в развязывании узла осложнившихся взаимоотношений увенчаются позитивной развязкой, при которой возвысятся, каждая в своей мере, все души.
Сфера чуткости в Природе обуславливается тонкостью и деликатностью каждого человека и всех людей вместе. Учитель Иванов говорил, что нет злых людей, а есть больные люди. Например, при обсуждении поступка кого–либо из присутствующих, вызвавшего чьи–то переживания, не всегда следует указывать на того, кого это касается, называть фамилию или имя. На первый раз достаточно всем вместе провести анализ нравственной ситуации без персонификации. Другое дело, если затронуты честь, достоинство или даже здоровье человека. На Руси говорят: «Первый раз прощается, второй – предупреждается, третий — запрещается». Позиция педагога выступает формирующим фактором состояния коллектива, поэтому человеку, стоящему перед выбором, на который подспудно ориентирует наставник, будет обеспечена поддержка всего коллектива. Двойственность недопустима, дети чутки, они чувствуют фальшь.
Участливость наставника раздвигает в сознании воспитанников горизонты видения сущности людей, а опыт размышлений, одухотворённых обращением к Природе по существу происходящего, создаёт предпосылки для личностного вызревания и педагога, и каждого воспитанника. Свобода нравственного самоопределения под корректирующим влиянием мнения всего коллектива, развивающегося благодаря влиянию живой здоровой личностной позиции наставника, определяет алгоритм поведения в подобной ситуации, что способно обеспечить ребенку условия для нравственного проживания во всей его дальнейшей реальной жизни.
О стремлении к возвышенности
Уход от констатации негативных фактов, пожалуй, одно из самых трудных уроков выздоравливающего сознания. Учитель Иванов просит освободить свою голову от мыслей о болезнях. Конечно, речь идёт о плохих человеческих качествах, слабостях и пороках. Пора вспоминать, как можно и нужно славить человека за его благородство! Кого образно из себя дитя представляет, тем и становится. Об этом говорят наставления древних педагогов. И лад патриотических стихов лицеиста Александра Пушкина обусловлен не тем, что лицеистов учили рифмовке, а тем, что на Руси ещё жили принципы становления высокой личности в кругу высоких в образованности и любви к Отечеству и своему народу наставников. Они ведали о силе воздействия возвышенного образного слова на своих воспитанников. «…Мой друг! Отчизне посвятим души прекрасные порывы!», – воскликнул юный поэт. В Природе постоянно совершается нечто, могущее возвысить нас. Главное, чтобы горел, прежде всего, огонь Души, слово было пламенное – могущее возжечь прекрасные чувства, а пути–дороги были жизненными устремлениями, озарёнными сознательным умыслом, с которым ты шагаешь по Земле.
Каждое мгновение в окружении происходит раскрытие многограннейшего чувства любви, вокруг вспыхивают, мерцают поводы побудить детей к высокому поступку, а с этим — к росту самосознания, облагораживанию общества. Если учёба на царевичей и царевен всамделишная, мы всё больше познаём качества Природы, и она, как Мать, открывает навстречу свои объятия. Возрастание духовного опыта человека оживляет в памяти сердца генетические начала: открываются памятные структуры, утончаются чуткость, разумение и совестливость, возрастает чувство любви. Преобразование общества путем формирования здоровых представлений в нравственной сфере детей через восстановление соответствующих социальных форм взаимоотношений — принципиально. Только новый человек способен и создать, и закрепить в общественных взаимоотношениях нравственную норму. На решение подобных задач направлено наше внимание при изучении истоков и внутреннего смысла традиционных обрядов и обычаев.
Приложения
К развитию природного мышления
воспитанников через осмысление законов Природы
и исследование форм её явлений педагогами
Общепринятые и новые взгляды на происхождение и эволюцию человека. От мифологических и изотерических до философских, биологических, естественнонаучных форм представлений об органическом единстве и целостности человека и Природы
Ребёнок, отрок, юноша, входящие в Мир, испытывают острое чувство к познанию, что такое Жизнь, кто они сами в этом Мире. Что такое Дух и материя, Небо, Земля, её моря и океаны? Что такое физика элементарных частиц? Какое отношение математика имеет не только к скоростям, расстояниям, звукам и давлениям внутри газов, но и к биоэнергетике человека? Что такое тепло и холод? Что такое искусственное тепло, добытое при помощи двигателя, и что значит «тепло внутреннего характера»? Мы говорим о скорости света, видим свет в зеркалах и линзах, свет лазерного излучения в приборах. Но на более тонком уровне уже можно понять, что такое световые волны, световая энергия в природе человека. Мы изучаем, как действуют магниты и электромагиты, на каких принципах основана работа трансформаторов, электродвгателей и генераторов, чем переменный ток отличается от постоянного тока, изучаем бесконечное множество химических реакций... Но более интересно узнавать, как человек инициирует в Природе все эти процессы. Что такое в человеке Солнце, Земля, Марс и другие звезды, планеты и Галактики. Можно продолжать пытаться заглядывать в глубь Вселенной большими оптическими телескопами и гигантскими радиотелескопами, напрягаться интеллектуально, физически, материально, чтобы пытаться увидеть в нашей Галактике хотя бы часть из 100 млрд. Солнц, подобных нашему. Но уже можно учиться познавать Вселенную через природу человеческой сущности, через своё тело, как инструментарий познания. И школа природного развития создаёт условия, при которых детское и юношеское стремление познавать законы Природы успешно сочетается с внутренним ростом духовного проникновения в её Мир:
Через нравственное систематизированное представление об основах научных знаний, необходимых каждому человеку для ориентации в Мире Природы, к обретению физической практики и личностного вызревания для осознанных действий в обществе.
Наука. Необходимость науки. Факты явлений Природы. Виды наук и вопросы, ими освещаемые. Три основных направления: Вселенная. Элементарные частицы. От молекул до Земли. Формирование единой научной картины Мира. Комплекс прикладных наук. Слияние всех наук в единую науку – науку о Человеке.
Природа и Человек. Живая клетка. Генетический код. Принципы наследственности. Наследие отечественной и зарубежной культуры о развитии человека и человечества. Понятие о цивилизации, национальности, расе. Государственное и общественное устройство. Культура. Образование. Природные ценности в развитии человека. Природный потенциал для эволюционного развития человека.
Клетка, ядро, молекула, атом. Субатомные частицы. Взаимодействие между частицами. Сила. Притяжение. Природа энергии движения. Скорость и ускорение. Колебательные движения. Поток.
Возникновение звука. Громкость. Высота и частота. Шум, акустика. Эффект громкости. Биолингвистика. Связь звуков исконно русского языка с ДНК клетки человека и химическими элементами периодической системы. Поток, волны звуков в биоэнергетике человека. Значение звука в развитии общественных взаимоотношений.
Традиционные и новые взгляды на природу света и цвета. Стечение и смешивание цветов. Зеркала, линзы, преломление световых лучей. Световые волны, распространение волн света. Скорость света. Свет в мерцающем потоке. Аура человека, Земли, радуга. Биоэнергетика и энергия света.
Состояние веществ. Жидкости. Структура. Испарение. Вязкость. Твврдые вещества. Структура. Теплота. Тепловые движения молекул. Измерение температуры. Сверхтекучесть и сверхпроводимость. Материализация и дематериализация вещества.
Электричество. Электроны и протоны. Проводимость. Сверхпроводимость. Электрический ток. Основные принципы электроники. Движение электронов. Ток и напряжение. Действие электрического тока. Биотоки в организме челавека, в Земле.
Магнитное поле Земли. Магниты и магнетизм. Мерцающий природный поток в природе человека, Земли.
Химия. Строение атомов. Элементы. Классификация элементов. Электронные орбитали. Элементы и их свойства. Элементы и металлы. Органические вещества и их строение. Химия жизни. Элементы биохимии. Энергия окисления органических веществ. Фотосинтез. Образование АТФ. Автотрофное питание.
Человечество и математика. Качества Природы, рассматриваемые современным человеком как понятия количественные. Грамматика чисел. Правописание чисел и связь с объектами, веществами, их качествами и измерениями. Системы исчислений. Сферы и пространство. Множество и группы. Линии, углы и поверхности. Симметрия, глазомер, определение размеров и координация движений. Пропорции, эстетика, музыка и математика Масштабы Вселенной и Земли. Человек и временное пространство. Время как энергия деяний. Бесконечность мерцающего Мира.
Вселенная. Астрономия и астрономы. Наблюдения за звёздами. Солнечная система и другие системы. Созвездия и Галактики. Наша Галактика – Млечный Путь. Однородность Вселенной. Спектр излучений Вселенной. Движение планет Солнечной системы.
Обсерваториии, телескопы. Древние обсерватории: Аркаим, Сейдозерская, Стоунхендж. Небо и представления о расстояниях. Радиоволны. Инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское и гамма–излучение.
Теории о будущем Солнечной системы. Группы планет. Солнце и Солнечный спектр. Протяжённость Солнечной атмосферы. Фотосфера. Циклы Солнечной активности. Обнаружение новых химических элементов в газообразном состоянии атмосферы Солнца. Протуберанцы и вспышки. Солнечные затмения. Источник энергии. Теория мерцающего Мира Ю.Г. Иванова.
Планеты Солнечной системы. Планеты–гиганты. Происхождение Луны и её движение.
Меркурий. Древние сведения. Наблюдения с аппаратов.
Венера. Наблюдения с Земли. Наблюдения с аппаратов.
Земля. Лик Земли. Строение. Физика Земли. Уникальность – покрытость водой. Экосфера. Магнитное поле. Земной магнетизм. Тектоника. Материки. Дрейф материков. Землетрясения. Вулканы. Картографирование земной поверхности. Карта Мира. Атмосфера. Порода. Ветры. Климат. Смена времён Года. Прогноз.
Марс. Атмосфера, поверхность. Полёты к Марсу, фотографирование. Спутники Марса.
Юпитер – самая большая планета. Телескопические наблюдения. Панорама Юпитера. Большое Красное Пятно.
Сатурн – вторая крупнейшая планета. Физические характеристики. Система ярких колец Сатурна. Спутники Юпитера и Сатурна.
Малые планеты или астероиды. Кометы – члены Солнечной системы. Внешние планеты и кометы. Кратковременные кометы. Метеоры и метеориты. Частицы с высокими скоростями. Ежегодные потоки.
Звёзды. Звёздные спектры. Двойные звёзды. Галактические туманности и их свечение. Пульсирующие звёзды. Звёздные скопления.
Галактика. Млечный Путь. Форма. Относительные размеры. Местная группа Галактик. Относительные расстояния и размеры. Разреженные звёздные системы. Типы Галактик. Радиогалактики и квазары. Расширяющаяся Вселенная. Составление карт созвездий. Северное Небо – путеводитель по звёздам. Полярная звезда. Южное Небо. Звёздные карты различных времён Года.
Древние источники об устройстве Вселенной, Земли. О месте Человека во Вселенной, на Земле. Понятие о Вселенной в языках народов Мира. Эпос – биоэнергетический источник, тонизирующий стремление к обретению природных знаний, стремление к которым живёт в генетической памяти человека.
Единство Человека и Земли. Форма и строение Земли. Вода на Земле. Природа воды, её значение в существовании Земли, человека, взаимодействии со Вселенной. Вода в организме человека. Вода в жизни человека. Океаны, моря. Вода океанов и морей. Дно океанов и морей. Приливы. Течения океанов Океанографические исследования. Морские берега. Реки, озёра, родники, колодцы. Подземные реки и моря. Воздух, Вода, Земля и мерцающий поток Вселенной. Ледниковые периоды. Ледниковые, снежные шапки. Ледяные реки. Летопись прошлого: ледяная лава славы. Масштаб земного времени.
Геология. Образование гор. Преобразование горных пород. Складки, разломы и пещеры. Минералы земной коры. Форма и строение кристаллов. Драгоценные и полудрагоценные камни. Древние источники о соответствии внутренних сущностных качеств человека и составе минералов. Соответствие спиралей химических элементов периодической системы и химических элементов в организме человека с двойными спиралями ДНК (носителями генной информации) и биолингвистических элементов русского языка как показатель единства природной сущности человека (с его конституцией, мышлением, речью) с сущностным состоянием Земли.
Царство растений, животных и птиц как отражение сущностных составляющих Природы. Водоросли. Хвойные и лиственные деревья. Кустарники. Садовые растения. Цветниковые растения. Травы. Тростники и камыши. Папоротники, хвощи, лишайник, мохообразные. Грибы. Места произрастания. Размножение. Ботанические сады.
Животный мир. Классификация видов. Млекопитающие. Морские млекопитающие. Хищные животные Приматы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Грызуны, сумчатые. Строение. Основы поведения. Среда обитания. Размножение.
Птицы. Классификация. Строение. Образ жизни, поведение. Размножение. Места обитания. Перелёты.
Жизнь в океане и море. Морские побережья. Реки, озёра, болота и топи. Хвойные и широколиственные леса умеренного пояса. Северные и южные степи. Тундра. Полярные районы. Жизнь высокогорий. Степи Южной Америки, Австралии. Саванны, тропики Африки. Пустыни и жизнь в них.
Содружество человека с окружащим миром. Охрана растений, животных и птиц. Угроза, исходящая от человека. Зоопарки, цирк и пр. зависимость животных от человека. Охрана чистоты Воздуха, Воды и Земли. Экология и эклогическое воспитание.
Мир явлений Природы, определяемых деятельностью человека на Земле. Строительство. Города, посёлки: жильё, общественные учреждения, промышленные предприятия. Высотные здания. Местные ресурсы и техника. Дороги и автострады. Железные дороги и вокзалы. Мосты. Аэропорты. Гавани, каналы, доки. Плотины. Водоснабжение. Обработка сточных вод. Целесообразность цивилизационных услад в Природе. Охрана Природы.
Сельское хозяйство. Его история. Жизнь почвы. Растения и плоды Земли, служащие человеку. Генетические возможности растений и диалог человека с Природой. Водоснабжение. Сооружения и техника. Промыслы и искусственное разведение живых существ (животных, птицы, пчёл, рыбы) для питания человека. Экология. Питание будущего с точки зрения природного развития человека.
Развитие техники. Ранняя техника. Современная техника. Минералы и техника. Цветные металлы и сплавы. Новейшие материалы. Строительные материалы. Керамика. Каучуки, пластмассы. Ткани. Бумага. Техника вокруг человека. Техника в доме. Направление служения техники в русле развития природных возможностей человека.
Транспорт. История транспорта от времён колесниц и парусных суден. Современные суда и подводные механизмы. Паровозы и локомотивы. Велосипеды, мотоциклы, автомобили. Самолёты, вертолёты, воздушные шары, аэростаты, дирижабли. НЛО. Озрана Природы.
Машины. От рычагов и клиньев до современной техники. Основные типы двигателей. Подъёмные механизмы. Измерительные приборы и инструменты. Электронные приборы. Автоматическое управление. Компьютерная техника.
Связь. Книгопечатание. Фотография. Телефон. Кино. Телевидение Радиолокатор, гидролокатор. Компьютерная связь. Охрана Природы. Природное мышление, сознание, интуиция. Развитие природных возможностей человека.
Оружие. От древнего оружия защиты и нападения до автоматического оружия, артиллерии и ядерного, бактериологического оружия. Борьба за Мир. Разоружение. Охрана Природы.
Энергия Солнца и Земли. Энергия ветра и воды. Энергия пара. Энергия газообразного горючего. Ядерная энергия. Источники энергоснабжения материального мира как ресурсы, истощаемые потребительством человека: минеральные ресурсы океана, коры Земли, уголь, нефть, газ. Экономия энергоресурсов, перспективы для перехода на более природоцелесообразные источники энергоснабжения. Источники личной природной энергии человека и Эволюция. Ресурсы Земли: Воздух, Вода, самая Земля. Энергетика будущего – живая энергия Природы.
Примерная схема
планирования интегрированных уроков
Один из возможных вариантов интеграции знаний в сознании детей — проведение тематических недель или дней. В месячнике первая неделя, конечно, должна быть посвящена родному языку и его культуре. Каждый последующий день должен иметь определённый акцент. Например, «Роль языка как определённой составляющей Природы»: язык и природоведение, язык и культура здоровья и т.д. Необходимо выделить зачимость языка в области определённых знаний и деятельности человека. По такому же аналогу проводятся недели, посвященные другим видам деятельности.
Месячник интегрированных уроков
1–я неделя - родной язык и его культура
Понедельник — Язык и природоведение.
Вторник — Язык и культура здоровья.
Среда — Язык и точные науки.
Четверг — Язык и народное творчество.
Пятница — Язык как интегрирующее начало во всех видах общения
человека с Природой.
2–я неделя - культура здоровья
Понедельник — Культура здоровья и родной язык.
Вторник — Культура здоровья и природоведение.
Среда — Культура здоровья и математика.
Четверг — Культура здоровья и народное творчество.
Пятница — Культура здоровья как определяющее состояние человека
в освоении и в преобразовании вышеназванных природных
начал.
3–я неделя - точные науки и природные процессы
Понедельник — Науки и родной язык.
Вторник — Науки и природоведение.
Среда — Науки и культура здоровья.
Четверг — Науки и народное творчество.
Пятница —Науки и их объединяющие начала в различных
явлениях Природы.
4–я неделя - народное творчество как возможность выражения образной сознательной мысли, направленной на формирование будущей среды
Понедельник — Народное творчество и родной язык.
Вторник — Народное творчество и природоведение.
Среда — Народное творчество и точные науки.
Четверг — Народное творчество и культура здоровья;
Пятница — Народное творчество и возможность самовыражения.
Направление оздоровительной работы педколлектива
с учениками, родителями и общественностью
Практическая жизнь ставит вопросы, где и в чём искать выход из проблем, обрушившихся на простого человека. Человек без общества бессилен, поэтому необходима консолидация сил общества в решении задач оздоровления человека, чтобы мы были радостными, грамотными и сильными людьми, которые могли бы гордиться своей культурой, образованностью, целеустремлённостью, любить Отчизну, беречь Природу. Рекомендуем руководителям учебных заведений направить усилия коллективов на возрождение и развитие духовного наследия нашего народа, укрепление его здоровья, воспитание молодёжи в духе счастливого справедливого коллективного развития. Необходимо раскрывать перед народом природные идеи, дающие простому человеку надежду на обретение здоровья и достойной жизни, и использовать природные резервы – опыт, практику, знания здоровых людей. Создание условий для выполнения предлагаемого плана может послужить добрым началом в осуществлении выше названных насущных задач. Предлагаемый план могут осуществить педагоги, имеющие личный опыт природного оздоровления.
План
оздоровительной работы
1. Курс лекций о культуре здоровья.
2. Уроки здоровья.
3. Составление личностных портретов здоровья сотрудников и общего портрета здоровья коллектива.
4. Консультации валеолога и психолога по коррекции поведенческой саморегуляции и применению оздоровительных технологий.
5. Курс обучения массажу и самомассажу.
6. Подведение итогов.
Тематика лекций
1. Традиционные отечественные оздоровительные системы. Зарубежные оздоровительные методики. Система П.К. Иванова в практике. Развитие, цели и результаты. Опыт природного оздоровления в клинике различных заболеваний. Новые виды заболеваний, связанные с технократизмом и экологическими ситуациями. Введение в оздоровительную систему П.К. Иванова.
2. Энергопостроение человека. Определение уровня здоровья. Практика питания, дыхания, физической нагрузки, корригирующей гимнастики, растяжек, массажа и закаливания по системе П.К. Иванова. Народные способы оказания помощи при недомоганиях.
3. Природа мышления человека и здоровье. Связь поведения, мышления и здоровья человека. Родной язык, его генетическая основа. Позитивность и образность мышления. Взаимосвязь принципа речевого общения конкретного человека с его социальной зрелостью и здоровьем. Работа по коррекции и обогащению словарного запаса.
4. «Абсолютная сила есть общество». Как строить взаимоотношения с собой. Отношения в социальных ячейках: в семье, в обществе. Понимание смысла жизни, стремление к будущему и его формирование. О поисках путей оздоровления личностных и производственных отношений.
5. Истоки славянских обычаев, традиций. Значимость обрядовых действий в современных условиях для формирования личного здоровья и здоровых общественных отношений. Экология мышления.
6. Психологические и физиологические резервы человека в победе над негативными привычками.
7. Связь зрительных способностей человека с особенностями его мировоззрения. Коррекция зрения как составляющая укрепления общего здоровья человека.
Примерная тематика уроков по культуре здоровья
* Здоровье — богатство человека.
* Пластика движений, осанка.
* Уроки дыхания.
* Душевное спокойствие — залог личного здоровья и здоровья окружающих.
* Советы, как здраво начинать день и как здраво его завершать.
* Любовь — это все в жизни! (П.К.Иванов).
* Каким человеком мне хотелось бы стать.
* Мы здороваемся - желаем здоровья.
* Наши родители и прародители.
* Урок вежливости (вежество; поведение в гостях, отношение к гостям).
* Как мы делаем уроки (уважение к учителю, ответственность за получаемые знания, условия, обстановка, время).
* Учимся чувствовать и сочувствовать, радоваться и дарить радость — учимся жить в коллективе.
* Охрана Природы.
* Праздники: «Вербохлёст», «Красная Горка», «В гости к водице».
с. Ореховка, Луганская область. Ю.Г. Иванов, Райское место, 2009-2015 гг.