МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГУМАНИТАРНЫЙ ЦЕНТР ИВАНОВЫХ ВУНУ (УКРАИНА)
ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО «ИСТОКИ» ИМ. П.К. ИВАНОВА

 

А.А. ИВАНОВА

 

Развитие основ природного мышления детей через образы
русских волшебных сказок

 
Методические разработки 
по этнопедагогике и народоведению 
для педагогов дошкольных учреждений, 
школ и социальной сферы
 
В настоящее время, когда рождается новое научное видение картины Мира, в социальной философии отмечается переход от формационного подхода к цивилизационному, а также происходит осознание значимости культурологических и этнологических факторов в развитии общества и человека. Обращение к духовному национальному наследию связано с повышением роли этнопедагогики как важнейшей составляющей педагогических технологий, оздоравливающих сознание.
Вхождение в давнюю эпоху наших предшественников открывает перед исследователями огромное число примечательных фактов в духовной эволюции человечества. Рождение новых критериев философских взглядов и создание версий, несомненно, могут подвергаться критическому анализу более широкой публики. Необходимо согласиться с тем, что если мы входим в область древних образов с целью обогащения перспектив социальных отношений и педагогики, то назревает вопрос централизации собрания информации об истоках древней культуры и освещения исторической перспективы.

Понятие «искусство» вмещает в себя представление о деяниях человека, направленное на воспитание тонких чувств. В современных видах искусства реализуются субъективные представления о реальности, их воздействие на коллективное мышление трудно учесть.
Сценические действия, истоки которых скрыты в тайнах веков, восходят к тем временам, в которые каждый человек ведал о качественных составляющих природы, о том, что мысль–это поток, форма, которая воплощается. Цель древних праздничных ритуальных сценических действий–это представление одного из 108–ми нравственных Ликов Природы, например, Перуна, Даждя, Велеса, Купалы, Лады, Макоши и пр., сила которых имеет доминирующее состояние в определённое время земного или космического года. В своё время человечество потеряло знания о проективности мышления, а стремление к материальным богатствам стало порождать всё больше негативных качеств. Так называемый критицизм усиливает в Природе нездоровые качества людей. Вспомним, что Природа–эта быть при постоянных родах: о чём мы мыслим, то и рождаем.
Русская волшебная сказка с лицах отражает мотивацию поступков землянина и их причинно–следственные связи. Передавалась былина, сказка по живым фактам и по соответствию сознания рассказчика–свидетеля реальных событий . Сказитель наигрышем и пением гимнов и героических песен поднимал дух участников реальных событий, на такую высоту, которая ему была знакома по прошлым, пережитым им событиям. События рождали реальных героев.
Если мы хотим, чтобы подрастающий человек сознательно творил своё лицо, необходимо предоставить ему возможность в кругу единомышленников представить себя честным человеком–носителем высоких, позитивных, творческих и созидательных начал–героем.
В практике закаливания по системе П.К. Иванова, которая в большой степени способствует укреплению здоровья, ребёнок получает ещё большую возможность воспринимать Мир в движущихся эволюционных понятиях, а не в фиксированных образах.               
На реальной основе образов русской волшебной сказки раскрывать истинную картину Мира для формирования душевных качеств подрастающего человека. Напралять развитие мышления воспитанников в позитивную сторону.
Единство открытого состояния человека и его мышления позволяет воспринимать окружающий мир в движущихся эволюционных понятиях, что даёт возможность организму постоянно находиться в энергичном состоянии, т.е. эволюционировать. Всякое застывшее состояние имеет мгновенное отражение в организме, что останавливает потоки движущихся сил, вызывает напряжение, приводит к усталости Плохое психологическое состояние педагога энергетически передаётся ученикам. Т.к. человеку приходится поддерживать силы из внутренних резервов, то длительное концентрированное напряжение приводит к стойким комплексам, разрушающим организм
Педагогическая задача состоит в том, чтобы научить своего воспитанника мыслить, охватывая окружение кругозорко, не привязываться к штампованным понятиям, иметь собственное здоровое понимание происходящего Педагогу необходимо самому научиться понимать могучий язык древних сказаний. Простой пересказ включает в поток фиксированных понятий, отучивает думать.
Для того, чтобы материал был живым, энергичным. не наводил скуку, педагогу нужно каждый раз заново проживать вместе с детьми и персонажами сказок все перепетии сюжетов, причём иметь ввиду свой личный, конкретный опыт общения с живыми людьми. Если состояние педагога живое, одухотворённое, то вокруг него идёт мощный энергетический процесс. В момент открытого природного состояния человека усиливается действие потока элементарных частиц, а в момент активизации творческого процесса энергетический поток ускоряется. При фиксации образов биологически открытая система ребёнка начинает сворачиваться.
Подобный процесс происходит при просмотре неприродных мультфильмов, компьютерной графики, слушании песен, рассказов негативного содержания. Мы видим, что несимпатичными персонажами заполнены страницы книг, экраны ТВ. Вхождение в мир неестественных телодвижений, перемещений, звуков приводит к растройствам функций работы мозжечка, что в конце концов ведёт к головным болям и др. различным заболеваниям. Необходимо исключить гримасы на человеческий образ и переключить детей на животворную красоту героев волшебных сказок, которые имеют очень ровное биологическое поле.
Дети, слушающие русские волшебные сказки, живут в эгрегоре духа русского народа, соприкасаются с целыми эпохами, наполненными мощной волной свободолюбию и одухотворения. Лексикон сказок – это плавное полифоническое, напевное изложение, речитатив, сочетание звуков с радужными цветами. Читая сказки, человек пребывает в плавном, ламинарном состоянии, но не в повышенно эмоциональном.
Основная задача – это не расшифровка сказки, а отношение к событиям, резонанса в душах детей, чувствование. Расшифровка может навязать личные ассоциации, комплекс личности. Понять сказку – это прожить её. Если взрослый отнесётся к ней как студент к профессору, то он может многому научиться и многое подсказать своим воспитанникам.

  • постановка задач педагогам, воспитывающих детей с помощью сказки;

  • обоснование исторических корней природного мышления славян;

  • создание предпосылок для осознания педагогами педагогического процесса, направленного на сохранение объёмного, образного, бесконечного во времени и пространстве духовного мира ребёнка;

  • воспитание ребенка через образы русских волшебных сказок, которые рассматриваются  как оздоравливающая педагогическая технология.


Программное содержание: Продолжать открывать перед детьми знания об образах многоликой Природы, об их созидательном значении в жизни человека. Дать детям представление о том, что образ коня – это образ силы Природы, вмещающей в себе динамичность движения разумных начал, мудрость Отчизны, это вечные знания, беспредельная, дивная, давняя, сивая старина, дающая опору молодому сознанию, истина, раздвигающая границы времени и пространства.
 Способствовать раскрытию глубинных наследственных внутренних нравственных, интеллектуальных и физических начал, воспитывать любовь к живой Природе, интерес к самосовершенствованию, стремление улучшить качества Природы и в себе, и в своем окружении. Развивать творческие начала, чуткое отношение к побуждениям своих товарищей.
План урока предлагается многомерный, т.е. педагог, уяснив для себя предмет разговора, постепенно раскрывает тему, согласно возрастным особенностям своих воспитанников, давая возможность накапливать личный опыт вхождения в силу образов. Так же постепенно происходит реализация творческого самовыражения через изобразительное, песенное, поэтическое творчество, игровые, танцевальные действия.
Знания могут даваться фрагментарно, и постепенно складывающиеся общие впечатления об образе, рождая личные ощущения, будут переходить в более осмысленные действия.
Материал: иллюстрации к сказкам, былинам, например: картина Васнецова «Три богатыря», фотографии коней, рушник, шкатулка, чеканка по меди с образом коня, фонограммы, песни, в которых живет тема о конях.

Ход урока


1.Учитель: Глядя на эти прекрасные предметы, вы могли уже догадаться, кто герой нашего сегодняшнего урока.

Ответы:

Уч–ль: Это прекрасное, всеми любимое животное, первый и лучший друг человека – конь.Как вы думаете, почему люди из века в век воспевали коня в песнях, вели о нем речь в сказаниях, изображали его всяческим образом?
Ответы.
О нашем герое – умнейшем и красивейшем друге и помощнике человека можно вспомнить множество песен, сказок!

Ответы:

Уч–ль: Когда в сказаниях ведется речь о коне, то имеются ввиду могучие, несущие разум, силы Природы. Молодец в сказаниях – это молодое (эволюционное) сознание. В образе коня – и звёздный полёт, и ветры буйных перемен, облетающие всю «поднебесную».У Матушки Природы жеребец — «всему Миру не сдержать!» Богатырский конь — это могучий энергоёмкий пласт, древних, истинных знаний нашей Отчизны, наработанный реальным жизненным опытом народа. Через песенный, сказочный образ коня мы входим в эти знания, можем быть защищены ими, защитить других. Он может унести через леса и горы знаний и преткновений – туда, куда направит его смелая рука богатыря.
Послушайте фрагмент из Русских Вед о прекрасном , как Бог человеке — Даждьбоге, у которого «ноженьки все серебряные, его руки – в червоном золоте, и горит во лбу Солнце Красное, а в затылке сияет Месяц, по косицам его – звёзды частые, за ушами – зори ясные», и о том какого коня ему прочит Природа:
«Нужен конь Даждьбогу прекрасному, чтобы бегал быстрее ветра, чтоб летал он быстрее птицы, чтобы мог тот конь по горам скакать! Ты ступай, Даждьбог, ко высоким горам, ты ступай к пещере глубокой. За двенадцатью дверями железными, за двенадцатью запорами медными в той пещере прикован конь. Разломай те двери железные – конь услышит тебя и сорвётся с цепей, удержать тогда ты коня сумей!
И пошел Даждьбог ко высоким горам, и нашел пещеру глубокую, стал разламывать дверь железную. И услышал Даждьбога в пещере конь и, заржав, сорвался с цепей своих и хотел на волюшку вырваться. На коня вскочил удалой Даждьбог, обуздал его и осёдлывал.
И спросил Дождьбог: «Кто меня сильней? И хитрей меня? Есть быстрее ли конь моего коня?»
Далее беседа по усмотрению учителя.
2.Уч–ль: Исходя из того, что вы теперь знаете об образе коня, перейдем с вами к знакомству с тем, как народ обращался со своим верным другом – конем олицетворением духовной составляющей Природы. Мы будем учиться видеть духовность в материальном и понимать, как любые конкретные действия человека рождают свои следствия.
Примеры обращения с конем из книги «Лад Земли» и «Азбука росичей».
3.Знакомство с образом коня, отраженном в прикладном творчестве.
Завершающую часть нашего урока мы посвятим рукотворному творчеству нашего народа. Вы уже успели хорошенько рассмотреть всех этих коников и коней и после того, что вы узнали об образном видении человека, можете сделать собственный вывод о том, что имел ввиду мастер, когда изображал коня на прялке, лепил из глины, рисовал, пел песню о коне?

Ответы:

Рассматривая глиняную игрушку, изображающую всадника на коне, подвести к выводу о том, что человек воплощал в этом образе свою мечту о плодотворном, стремительном движении событий. Обратить внимание, что всадник – это Световит, Перун, Даждьбог, Велес – Лики, олицетворяющие человеческие творческие, победоносные начала.Рушники весенней тематики – это сама Макошь – Судьбинушка, выезжающая на красном коне, летящем в красное летечко. Иные вариации из этой тематики – это руки Макоши–Судьбинушки, с рук которой слетают красные коники – помыслы, трудовые денечки, завершение которых будет кошик с осенними дарами, в который запряжен Сивка. Лучники дары повезут самому Сивому Роду.
Уч–ль.: Обычно в конце урока мы делаем выводы. Идея этого урока была помочь вам в поисках жизненной позиции, опоры. Скажите, что вам понравилось в сегодняшнем путешествии в родную давнину? Можете вы сказать, что новое отношение к образам Природы будут помогать вам в ориентации жизненных ценностей?

Ответы:

Уч–ль: делает хорошие пожелания.

Исходя из подобных знаний и собственных умений, педагог формирует уроки изодеятельности, на которых предлагает детям отразить свою мечту, свои школьные и семейные денечки, кошиками летящие в будущее и слагающие его собирательный потенциал.

В подвижные игры, изображающие скакание на конях, с детьми играли цари и князья. В весенние праздники, задавая тон и ритм будущим событиям, дети изображали Даждя, Ярилу, Световита, летящих своими деяниями в будущее.
Понимание проективности любых и всяких действий. Педагог может помочь в осмыслении настоящих событий, чтобы дети «оседлывали» стоящую идею и в свое будущее брали созидательные идеи и действия.

 Поговорки и пословицы:

«Любимый конек!», «Оседлал любимого конька!», «Ход конем!» помогает людям и сейчас, «С чужого коня хоть посеред грязи долой!»
Расхожая фраза: «Девушка ждет принца на белом коне», очевидно, пришла с тех пор, как народ взращивал образ Световита, Перуна, Даждя, Ярилы и др. могучих богатырей, позже названных Ильей, Добрыней, Селяниновичем…

Программное содержание. Дать детям представление о том, что образ птицы в устном и литературном творчестве Древней Руси – это образ мысле–формы, слетающей с сердца и мгновенно по спирали распространяющейся во временном пространстве, Учить детей понимать смысл древних знаний, переданный предками через устное и прикладное творчество. Помочь увидеть картину Мира как материальную реализацию душевных и духовных устремлений человека, Небо, Вселенную – как великий Разум… Формировать ответственность за мысль, слово, которые имеют силу, проективность, содействовать развитию позитивного мышления, обдуманному использованию в своей речи слов, образных понятий.
Предварительная работа: чтение сказок, былин, сбор старинных и современных песен, репродукций, вышивок и различных поделок, в которых живут образы птиц.
Материал к уроку: собранные учениками материалы (полотенца, платки, репродукции, плакаты, изделия из глины, соломы, фарфора, резьба из дерева и пр.), фонограммы с песенными фрагментами о птицах, видеофрагменты.
Оформление: на стене Жар–птица из картонопластика.

Ход урока

1. Звучит фонограмма с пением какой–либо птицы, например, соловья, жаворонка, иволги или петушка.
Учитель начинает урок с поэтических строк…
Мысль – наша Природа. Дивной, из сердца летящей стрелой, она мгновенно достигает того места и тех предметов, о которых мы думаем и говорим. Отправляясь в путешествие к истокам образов древних птиц, которые живут в вековечных песнях и сказаниях, мы будем путешествовать в потоках вечного Духа, т.е. перемещаться во времени, а значит, и черпать силы, живящие нас – потомков тех, кто передавал из уст в уста заветные знания. Назовите сказки и былины, в которых живут образы птиц.

Ответы:

Уч–ль: Расскажите об этих сказках, былинах и отметьте, с какими событиями связаны появления птиц, какую роль они имеют в связи с подвигами главного героя и развитием событий.
Диалог учителя и детей с комментариями и подсказками учителя (по книге «Лад Земли»).
Уч–ль: Расскажите, как в воззрениях предков обозначено поведение той или иной птицы и как это соотносится с характером человека. Подкрепите свои ответы пословицами, приметами, личными наблюдениями.

Ответы:

Уч–ль:. Приведите примеры личного понимания, как та или иная молвь, слетающая с уст человека, той или иной птицей летит над Землей.

Ответы:

Уч–ль: Зная о прективности мышления, какие мысли слова в своей жизни, в жизни нашего коллектива, вашей семьи, всего вашего окружения даже в объеме страны, Земли, вы посчитаете нужным и возможным усиливать, а от каких, как говорил Учитель Иванов, лучше бежать?

Ответы:

Уч–ль: Какие позитивные мысли в мышлении нашего народа можно связать с образами Жар–птицы, Орла, Ясного сокола, Лебеди?

Ответы:

Уч–ль: Если внимательно всмотреться в наши лица, то можно увидеть, что образ птицы – это образ нашего лица. Взгляните: брови – это крылья, наши взор, нос – это взор, нос птицы. Волна чувств, окрашивающих наши мысли, поднимается из сердца в наш взор и слетает с бровей. Легко на сердце – светлые мысли, светлые мысли – ясное чело, высокие брови. Почему нужно стремиться к сохранению светлых мыслей, учиться владеть своим настроением?

Ответы:

Уч–ль: Помните, что кровеносные сосуды, снабжающие мозг, проходят через мышцы лица, и способности нашего мышления, сама инициатива наших мыслей определяется нашими чувствами, выражением лица, и, в большой мере, состоянием людей, в поле которых мы находимся.
Скажет ли каждый сам себе, в каком информационном поле находится, какое поле создает своим мышлением?

Ответы:

Уч–ль: Что вы можете сказать о естестве природы мышления человека, и что можете сказать о том, что сворачивает, разрушает мышление?
Ответы:
Уч–ль: Как в современном песенном репертуаре отражен принцип проективности и позитивности мышления? С какой песней вы пойдете по жизни, как с молитвой, т.к. ее образ воплотит вашу мечту?

Ответы:

2.Уч–ль: Рассмотрим предметы народно–прикладного творчества и отметим, что же имели в виду создатели этих прекрасных творений, вышивая птиц, слетающих с рук труженицы – Богини Судьбы Макоши на рушниках, рукавах сорочек, на пологах?

Ответы:

Уч–ль: Почему самой любимой игрушкой в любой семье был свисток, изображающий птицу, петушка? А над головкой и ручками младенца на ниточке как с Небес спускалась легкокрылая птица, вырезанная из дерева или лубка, сплетённая из соломки?

Ответы:

Уч–ль: Мы вдыхаем Великий Дух, а это значит наполняем свое сердце знанием Вечного Разума, одухотворенными мыслями Великого Рода, потомками которого являемся мы — все люди, когда–либо жившие и теперь живущие на Земле. Игра со свистком развивает легкие. Образ Петушка несет одухотворяющие начала. Исследователи, ходившие в ХIХ веке по русским деревням, сообщали, что даже в самой бедной избе у детей была любимая игрушка – свисток. Родители, родственники дарили эту любимую игрушку к праздникам, приезжая в гости.
Какие детские игры, связанные с образами птиц вы знаете?

Ответы:

Уч–ль: Самая любимая игра – это «Волк и Гуси». Образ Волка – это смелость, мудрость и неустрашимость, собранность, организованность и стремительные действия. Мы, обдумывая какое–то решение, советуемся со своей мудростью. Вспоминаем, как советовался Иван–царевич с Серым Волком! В игре возбуждается смелость, организованность, солидарность, рождается высота чувств и устремлений, их соразмеренность с действиями.
Взрослеющая молодёжь на Руси потому и играла с младшими охотно, что ведические игры поднимают Дух.
Если урок проводится с детьми младшего возраста, то можно просто провести подвижную игру, поиграть со свистками.
Уч–ль: Что вы можете сказать о том, как народ выражал свою любовь и заботу о птицах, реализуя мысль о том, что любое живое существо – это та или иная часть, составляющая сущность человека?
Ответы:
Уч–ль: Что можно сказать о том, как теперь люди относятся к птицам и что можно исправить, улучшить в душах?

Ответы:

Уч–ль: Верите ли вы в то, что более одухотворенное, радостное состояние растворяет потребительство, жадность к еде?

Ответы:

Уч–ль: Люди могут обходиться без обилия пищи, сохранять жизнь своим младшим братьям, чтобы вокруг нас жили красивые животные и птицы, росли прекрасные растения, и вся Земля была райским садом!
3. В завершение идет закрепление, что мысль проективна. Мысль – это главная сила на Земле: все, что есть на ней, намыслили люди. Чтобы люди жили счастливо, нужно учиться мыслить только в позитив, т.к. любая мысль реализуется.
4. Можно предложить прослушивание фонограммы с фрагментами песен о птицах или коллективное пение куплетов из песен о птицах.
Уч–ль: Ребята, подобные знания придают большие силы сердцу, оберегают, сохраняют человека в жизни, отпускают мысли на простор. Стремитесь, чтобы мысли были меткими стрелами, смелыми, чуткими. Крепите веру в силу своих мыслей, любите Матушку Природу во всех ее проявлениях.

1.   Афанасьев А.Н. Древо жизни. М., «Современник», 1982.
2.   Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Репринтное воспроизведение изд–я 1880 г. М., «Автор», 1992.
3.   Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов, «Надежда», 1993.
4.   Коринфский А.А. Народная Русь. Самара, областной центр народного творчества. 1995.
5.   Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., Высшая школа, 1982.
6.   Миролюбов Ю. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов. М., Беловодье, 1995.
7.   Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. Рест., перев. и коммент. Буса Кресеня (А.И. Асова.) М. «Наука и религия», 1992г.
8.   Иванов П.К. Рукописное наследие.
9.   Иванов Ю.Г. Учитель и ученик. Природное оздоровление по системе Учителя Иванова. Самара, СамГПУ. 1999.
10.Иванов Ю.Г., Иванова А.А. Природное развитие ребенка. Учебно-воспитательная программа. Самара, СамГПУ. 2000.
11.Иванова А.А. Культура Души. Учебное пособие по этнопедагогике. Самара, СамГПУ. 2001.
12.Иванова А.А. Лад Земли. Учебное пособие по этновалеологии. Самара, СамГПУ. 1999.

 

 
с. Ореховка, Луганская область. Ю.Г. Иванов, Райское место, 2009-2015 гг.
Яндекс.Метрика