ИСТОКИ

 

Народный журнал о системе  природного оздоровления Учителя Иванова

 

№1(11) – 2003 год

 
/сокращенный вариант/
 
Полную версию журнала [Скачать]

 

Выпуск журнала посвящается 

105–летию со дня рождения Учителя Иванова 

и 70–летию начала Его практики природного оздоровления

Культура здоровья и её реализация в современных условиях

Доклад Г.И. Иванова, канд. пед. наук, доцента, зав.каф. валеологии СамГПУ, 
на IX философских чтениях  Самарского госпедуниверситета 
по Учению Учителя Иванова

1. Культура и развитие человека

В настоящее время культура оказывает мощное воздействие не только на ход мирового общественного развития, но и на эволюцию человека. В свою очередь, культура испытывает огромное воздействие со стороны этого развития. Одним из существенных факторов, определяющих развитие культуры в наше время, является процесс интеграции общественной жизни. Характеризуя сущность культуры, необходимо подчеркнуть, что в основе её развития лежит исторически активная творческая деятельность человека. Развитие культуры при таком подходе совпадает с развитием личности. Человек — созидатель культуры и её носитель.
Посредством воспитания формируется культура людей и сам человек как культурное существо. Развитие культуры — это процесс интеграционный. Интеграционные тенденции его просматриваются во взаимодействии человека с Природой и социальной средой. В этом виде вопрос о взаимоотношениях общества и Природы становится существенно важным аспектом общей культуры. Способность человека к культивированию своих собственных телесно–природных и естественно–исторических зависимостей не исчерпывает его культурные потенции. Быть может, ещё более важной культурной — именно культуротворческой! — способностью общественного человека является его способность определить меру своей собственной свободы и своей ответственности.

2. Культура здоровья

Культура здоровья — важнейшая составляющая общей системы культуры. В эпоху бурного развития ноосферы — примата сферы разума в биологической и социальной эволюции — культура здоровья приобретает ведущее значение среди глобальных проблем современности, определяющих будущее человечества. Это обусловлено тем, что эволюция возможна только в здоровом обществе, которая, как утверждают учёные, осуществляется в настоящее время, и будет далее проходить в рамках теории культурного освоения мира. Как и культура, культура здоровья представляет собой совокупность достижений человечества в разнообразных сферах: быте, идеологии, образовании и воспитании, науке, искусстве, литературе. Вместе с тем, культура здоровья имеет свою привилегию, прежде всего, в том, что она вбирает в себя многие области человекознания, синтез достижений которых привел к возникновению междисциплинарной отрасли науки, практики и образования, получившей название валеологии. С позиции современных научных представлений под культурой здоровья следует понимать степень совершенства, достигаемую в овладении теорией и практикой оптимизации жизнедеятельности человека, направленной на адекватную реализацию его генетического потенциала, укрепление и развитие резервных возможностей организма, с одной стороны, и оздоровление окружающей его биосоциальной среды, с другой, что в конечном итоге будет способствовать успешному выполнению функций индивида и прогрессу человечества в целом.

3. Общие представления о валеологии как науки о культуре здоровья

Существует несколько определений валеологии. Наиболее распространенным является следующее: валеология — это наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья человека. Высокая «цена» здоровья определяется тем, что оно занимает самую верхнюю позицию в иерархии потребностей человека. Доказано, что изначально человек наделен колоссальными приспособительными возможностями, чтобы быть здоровым, и его созидательные силы безграничны. Организм человека приобретал механизмы приспособления в процессе длительной биологической и социальной эволюции, которая совершалась в условиях окружающей среды: человек эволюционировал, взаимодействуя со средой, стремясь находиться с ней в единстве (динамическом равновесии). Так сформировался принцип выживания: принцип единства организма и среды, который был открыт И.М. Сеченовым. Согласно этому принципу, шла, идёт и далее будет осуществляться адаптация организма к окружающей среде.

4. Мировоззрение культуротворчества и здравотворчества

Значимость культуры здоровья не ограничивается её отношением к индивидуальному здоровью. Её роль следует рассматривать с позиций Вселенских законов, определяющих становление будущих поколений. Человек эволюционировал в условиях единства его с окружающей средой (земной и космической), в котором постоянно проявлялось присущее Природе внутреннее стремление к динамическому равновесию. На современном этапе эволюционного процесса природное равновесие организма с окружающей его средой нарушено произвольным вмешательством человека, что является небезопасным для его жизни.
История развития науки в нашей стране знает несколько примеров того, как молодая наука, возникшая как направление научной мысли, мысли дерзкой, потому страшной своими непредсказуемыми последствиями, была запрещена. Примеры — кибернетика, связанная с именем академика А.И. Берга, и генетика — с Н.И. Вавиловым. Вот так и с валеологией. Тонкий, хрупкий росток погряз в сорняках, и при попытке навести порядок путем прополки, может быть уничтожен вовсе. Обидно за тех наших современников, людей околонаучных, которые «заболтали» в спешке валеологию, не дав ей окрепнуть, сформироваться её основе, заездили её, не утруждая себя мыслями о её значимости, перспективе, не сознавая её хрупкости, использовали её начало. Вместе с тем из года в год увеличивается разрыв между рождаемостью и смертностью. Подскочило и продолжает расти число онкологических и сердечно–сосудистых заболеваний, природа которых имеет психоэмоциональную основу. Все это происходит на фоне ужасающей экологии и безрассудства в культуре (алкоголизм, наркомания). Уменьшается число здоровых людей, способных трудиться, создавать материальные и культурные ценности, чьим трудом создаётся и материализуется богатство государства.
Где же выход из этой спирали? Выход есть. Нужно в борьбу за национальное здоровье — как богатство, как государственную ценность — вовлечь самого человека, используя его развитый механизм мышления, память, психику, сделать идею «здоровой нации» — главенствующей. Для достижения этой цели нужна методология, наука, способная путем использования отечественного и зарубежного опыта объяснить человеку, как можно сформировать себя, развить и сохранить трудоспособность на длительную перспективу, как путем формирования себя, достигнуть социального и экономического благополучия. Теория адаптационных процессов в технике и физиологии даёт ответ на многие вопросы. Валеология как наука, объединяющая начала многих научных направлений, таких, как физиология, психология, культурология, философия человека, педагогика, социология — наука народная. Она универсальная, и в то же время, она исходит от индивидуальности человека, она вооружает его знаниями и моделями поведения, ориентированными на формирование и сохранение гармонии жизненно важных процессов в организме в условиях интенсивного развития социальных отношений, а значит, и психоэмоциональных возмущений на личность, на её соматическое здоровье.

5. О перспективах валеологии

Без методологии, без единой концепции формирования здорового общества нельзя строить систему человеческой цивилизации, следует обратить внимание на некоторые общие принципы существования всего живого. Основной из них: всё живое себя воспроизводит. Человеческая цивилизация в программе своего развития должна содержать этап, на котором информационно–энергетический заряд, выработанный этой цивилизацией, достигает такого уровня, при котором становится возможным воссоздание новой дочерней цивилизации в новой пространственно–временной структуре. Можно согласиться, что смысл жизни в продолжении самой жизни. Однако продолжение жизни не раскрывает её полного смысла, необходим еще один очень важный компонент смысла жизни — разнообразие. Смысл жизни человека заключается в продолжении рода и воспитании богатых разнообразием личностей — продолжателей рода. Если первая часть смысла главным образом физиологическая, то вторая — интеллектуальная и социальная.
Разнообразие является мощным орудием эволюционного процесса. На нижних ступенях эволюции чаще всего действуют количественные механизмы выживания, на более высоких — качественные. Эта закономерность свойственна и человеческому роду. Человечество давно обратило внимание на такие уникальные свойства Природы, как единство, разнообразие, соразмерность. Многие мыслители давали свои определения гармонии. Нам кажется, что наиболее глубокое и полное определение гармонии дал Г. Гегель: «Гармония — это соотношение качественных различий, взятых как единое целое и представляющих собой суть явления или вещи». То, что природа использует уникальные соотношения, подмечено физиками и выражено в виде Мировых констант (постоянная Планка, скорость света в вакууме и др.). При этом доказано, что даже незначительные изменения этих констант, привели бы к созданию совсем другого Мира. Значит, не всё в Мире изменчиво, как это мы обычно считаем, есть нечто и постоянное, неизменное. Гармония, как константа, выступает оператором преобразования, уникальной пропорцией, которая является универсальной мерой организации на всех уровнях развития.

6. Культура тела и здоровье человека

Культура тела нразрывно связана с красотой. Каноны красоты всё–таки существуют. Один из таких канонов — функциональность: красиво то, что полезно. Культура тела не сводится только к его красоте. Связь физической культуры и здоровья очевидна. В наше время гиподинамии увеличение физической нагрузки зачастую даёт положительный эффект, но в известных пределах. Как определить оптимальную физическую нагрузку в конкретной ситуации при конкретном ПФС?
Сложнейшей проблемой физической культуры, культуры тела и культуры жизни вообще является определение сочетания и соотношения различных видов нагрузок на организм человека. Чем разнообразнее букет нагрузок, тем более высок потенциал здоровья и человека. Но мало иметь компоненты букета, не менее, а, может быть, более важно найти оптимальное соотношение этих компонентов. При этом важно, чтобы был ведущий компонент. Следует очень осторожно относиться к таким действиям, как «чистка» организма или медикаментозное снижение температуры тела (если она не превысила определенного предела). Тому, что наименьшей смертности соответствуют оптимальные (не низкие!) значения артериального давления, массы тела и даже концентрации холестерина в плазме крови, посвящена обширная информация и серьезная статистика.

7. Информационная культура человека

С очень давних времён выделены два важных понятия: энергия и информация. Естественно, что энергия и информация неотделимы друг от друга, но для упрощения их влияние можно рассматривать раздельно.
Энергия является ведущим фактором на нижних уровнях развития, информация — на высших. Величайшую роль информации демонстрирует вторая сигнальная система (речь). Именно она значительно отличает человека от всего животного мира. Но информационное взаимодействие человека с внешним миром и друг с другом не ограничивается речью. Музыка, живопись, архитектура, кино, радио, телевидение, театр — это далеко не полный перечень информационных проявлений. Из этого следует, что информационная культура гораздо богаче физической. Развитие диктует свои законы и, несмотря на прелести природы, человек часами сидит у монитора компьютера и углубляется в бесконечные информационные просторы интернета. Это даёт человеку информацию. Развитие с неотвратимым упорством сдвигает реальность в информационную область.
Одним из важнейших факторов здоровья является соотношение основных функциональных подсистем организма человека. Повышение нагрузки на сенсорные системы вызывает необходимость повышать нагрузку и на «энергетические» органы (мышцы, кости и т.д.). Практически чаще всего наблюдается явная дисгармония: страдает культура тела. Человек становится вялым, апатичным, падает жизненный тонус, и, как следствие, снижаются творческие возможности. Проблема гиподинамии — проблема нашего времени.

8. Гармония духа и тела как важнейший фактор 

культуры жизни человека

Духовность — это высшие качества человека, направленные на взаимодействие его с внешним миром. Для их характеристики используются понятия: доброта, любовь, альтруизм, милосердие. Они характеризуют человека как источник, дающий всему его окружению определенные ценности или блага. При общении с другим человеком или Природой «духовный» человек стремится сделать для них что–то полезное, приятное, бескорыстное. Такой человек здоровее бездуховного — злобного, жадного и эгоистичного. Как это связано с телесным здоровьем? Анализ показывает, что большинство ученых — а они отличаются высокой духовностью — прожили сравнительно долгую жизнь. Главной отличительной чертой долгожителей Кавказа является доброжелательность по отношению ко всему окружающему, общительность, жизнерадостность, т.е. все те качества, которые сопровождают духовность. И, наконец, завершающая проблема — это взаимоотношение человека с Природой планеты Земля. Отсутствие глубинной связи между каждым человеком и Природой — одна из сложнейших проблем нашего времени. В политэкономии подобная проблема называется отчуждением труда, в нашем же случае это можно назвать отчуждением Природы. Могут возникнуть две крайности:
*  создание искусственного мира и продолжение отчуждения  от Природы;
*  прекращение цивилизованного развития и возврат к истокам.
Естественно, что ни одно из них не реально. Выход, как всегда, — в гармонизации этих крайностей, поиске и создании соотношения между Природой и цивилизацией, позволяющего им находится в единстве, без ущемления какой–либо из них. И ведущим звеном этого единства должен быть человек, оснащенный гармоническим мировоззрением.

 9. Завтра будет поздно!

Последнее десятилетие показало, что система здравоохранения в силу социально–экономических условий в нашей стране не в состоянии справиться с катастрофическим состоянием здоровья населения. Проблема же эта сейчас актуальна для тысяч наших сограждан, практически, с рождения. Для радикального улучшения сложившегося положения необходима разработка новой, адекватной данному этапу развития общества, стратегии охраны и улучшения здоровья. Человек будет спасён, если сам будет участвовать в своём спасении. Для этого каждый человек должен быть вооружен необходимыми знаниями. Не познав себя, невозможно участвовать в своём сотворении. Пока что у нас очень хорошо получается саморазрушение. Человек спохватывается, когда уже трудно или невозможно улучшить здоровье. Валеология, сложившаяся в нашей стране в это трудное время как учебная дисциплина и научно–практическое направление, ставила своей важной задачей воспитание у человека мотивации к познанию себя, своего организма, стремления к сохранению и укреплению здоровья. Другой задачей валеологии является обучение методам самооценки здоровья, методам его укрепления, расширения функциональных резервов с учётом индивидуальных особенностей человека.
То, что произошло с валеологией, как с учебной дисциплиной в школе, закономерно. Ведь занятия с детьми велись по произвольным, а не по государственным программам. Часто к преподаванию этого предмета привлекались совершенно неподготовленные педагоги. Нужно учить людей не самолечению, а диагностике своего здоровья, методам его сохранения и укрепления. И учить, начиная с малых лет, по спирали идя вперед и возвращаясь к пройденному, наращивая объём и сложность информации, закрепляя полученные знания и умения. А это вопрос не одного учебного года. Нельзя сводить валеологию и к физкультуре. Здоровье, его резервы формируют не только двигательная активность, это, безусловно, важный, но только один из компонентов здоровья. И, наконец, нельзя отождествлять валеологию с медициной. При всём желании врачам некогда заниматься «практически здоровым» человеком.

10. К каким результатам должны привести специалисты 

Культуры здоровья наших детей и подростков?

*  Формировать у человека с самого раннего возраста индивидуального способа ЗОЖ.
Принцип формирования является интегративным: его соблюдение обеспечивает человеку совершенствование механизмов сохранения и повышения адаптационных резервов своего организма путём целенаправленного оздоровления собственного образа жизни.
* Принципы культуры здоровья практически не реализуются в современных условиях жизнедеятельности и не учитываются в системе образования (доказательство — снижение здоровья и увеличение пристрастия подростков к вредным привычкам).
* Оздоровительная работа в современной школе построена без учета основополагающих принципов культуры здоровья. Она малопродуктивна (в основном определяется количеством мероприятий, а не эффективной динамикой результатов оздоровления).
* Понижается уровень соматического и психического здоровья работников педагогического труда, прежде всего школьных учителей. Это сказывается на их профессиональной активности и отношениях с учащимися. Типичное заболевание педагогов– неврозы.
* С учетом негативных тенденций в здоровье детей, подростков, взрослых людей необходимо формировать новые актуальные задачи культуры здоровья: изучение причин, приводящих к нездоровью, создание программ обучения ЗОЖ, реформирование системы образования на основе культуры здоровья, подготовка педагогических кадров, владеющих методологией валеологического обеспечения здоровья в процессе образования.
*  Создана и апробирована принципиально новая методологическая база природного оздоровления дошкольников, школьников и взрослых. Получены положительные результаты оздоровления. Необходимо распространять эти программы.
*  Выявлена низкая компетентность учащихся о сущности ЗОЖ.
*   Изучение субъективных моделей здоровья учащихся десятых классов и их сравнение с данными медицинских осмотров показывают, что для школьников характерна завышенная оценка своего здоровья, и, как следствие, — это неадекватное отношение к собственному организму.
*  В процессе обучения происходит нарастание количества учащихся, в структуре настроения которых преобладают негативные психические состояния, что свидетельствует об обострении противоречий между системой обучения и потребностями занимающихся.
Валеологические исследования показывают, что к известным недостаткам современной школы (ориентация на количество знаний, оторванность полученных знаний от реальной жизни, нивелирование индивидуальности обучающихся, их неспособность к самостоятельному выбору жизненной позиции и т.д.) необходимо присовокупить и её негативное влияние практически на все компоненты здоровья. Это, прежде всего, замедление психосоматического развития детей и, следовательно, препятствие естественному росту, их адаптивных возможностей. Иначе говоря, школа не только не обеспечивает компенсацию типичного для современных детей состояния физиологической и психической незрелости, но, наоборот, усугубляет это состояние.
Необходимо для валеологического подхода в образовании разработать программу по обучению учителей педагогическим основам обеспечения здоровья, формированию у них гуманитарного (с валеологическим уклоном) стиля мышления, умению анализировать собственное здоровье и вносить коррекцию в свой образ жизни (в том числе, в профессиональную деятельность, чтобы не возникало отчуждения от своего труда). Эта программа должна осуществляться в рамках повышения квалификации (и переподготовки) учителей на базе факультета валеологии нашего госпедуниверситета.

 

Тезисы материалов конференций и чтений

IX Философские чтения  Самарского госпедуниверситета
по учению Учителя Иванова, февраль 2003.
 

Социальные отношения последователей Учителя Иванова

Ю.Г. Иванов, канд. филос. наук, доцент каф. валеологии СамГПУ
Природное развитие человека — это основа учения, которое предложил русский философ и практик Иванов Порфирий Корнеевич. Фундамент учения, заложенный им через практику, постепенно получил своё дальнейшее развитие в надстройках и отразился в главных положениях, ныне широко известных, таких как «Детка», «Гимн жизни», «Метод закалки» и труд «Победа моя». Менее известны рукописи Учителя Иванова. Ещё меньше известно о том, как в реальной жизни реализовывались прикладные функции и производные формы данного учения. Особенно это стало актуальным в настоящее время, когда в историю уходят годы жизни Иванова и теряется информация о сущности взаимоотношений его со своими учениками и последователями.
Имеется много фактов и описаний современников, которые в той или иной форме раскрывают реальные события, связанные с личностью Учителя, однако они имеют несистемный и субъективный характер. Выстроить стройную систему, которая бы отражала этапы вызревания личности Иванова как Победителя Природы, затем Учителя народа и, наконец, Бога Земли непросто. К счастью такие попытки уже имеются. Некоторые авторы именно в этом усматривают суть системы, которая известна как система Иванова. Наиболее сложны в реализации Учения Иванова формы и методы взаимоотношений среди его учеников, которые исповедуют такой же этапный путь своего совершенствования. И здесь ещё предстоит большая работа, чтобы стала ясна дальнейшая картина, потому что она будет платформой новых социальных отношений в обществе, а возможно по этому пути будут формироваться и дальнейшие государственные алгоритмы, переход к природной жизни людей.
Методологии социальных отношений в стане последователей Иванова мы уделяем чуть ли не важнейшую роль. Наряду с физической практикой у нас есть возможность по–новому взглянуть на устройство совместной жизни по учению Иванова. На что мы опираемся?
Имеются известные изречения Учителя, которые широко распространены в работах его последователей и учеников. Некоторые из них даже стали девизом жизни:
*  «Своё поставить и никому ни в чём и нигде не помешать»;
*  «Ты полон желания, помочь всему советскому народу, строящему коммунизм»;
*  (если нет полноты такого желания, то система не поможет ничем)
*  «Жизнь одной семьёю будет, кто же нас тогда осудит?»;
*  «С 1995–го года люди уже начнут осознавать своё место в Природе»;
*  «Стань таким как я — Победителем Природы, Учителем народа, Богом Земли»;
*  «Поделайтесь на Земле Богами»;
*  «Постарайся стать здоровым»;
*   «Закалите свои сердца»;
*  «Иди навстречу с открытым телом и душой всеприемлющей»;
*  «Моё дело такое — так помочь человеку, чтобы даже рука к нему не прикоснулась»; (помочь обрести независимость в Природе сознательно).
И так далее.
По прогнозу Иванова с 1989 года должен был начаться новый период в истории, когда независимые тенденции уже наберут обороты, а с 2000 года по 2035 общество будет испытывать структурные трансформации, будут утверждаться новые взгляды, идеи и преобразования, созвучные Природе и Учению Иванова. И только после этого в обществе наступит успокоение и сформируется новый образ жизни, в котором будут созданы условия для реализации основополагающей идеи учения — идеи бессмертия человека.
Соответственно будет изменяться миссия каждого человека. Из увлечённого состояния, которое знакомо каждому, кто вступил на этот путь, постепенно человек подходит к более объективному восприятию мира, к здоровой, зрелой, ответственной и сознательной жизни. Меняется и миссия Учителя. «Придёт второй — он будет строгий, поможет разумным советом и рассчитается с обидчиками в Природе» — примерно так говорили со слов Учителя окружающие его люди. А затем сначала небольшой коллектив 5–6 человек, потом 10–12, 24, 48 и так далее приведут на бугор миллионы. Но это будет не сразу, а постепенно и даже, наверное, не за одну жизнь.
Как развивались отношения среди последователей Учителя Иванова после 1983 года? Формировались клубы, общества, фонды, туристические группы и т.п., в которых были так называемые «ивановцы» (кстати, Учитель очень просил так не называть людей). И пошло искусственное разделение на тех, кто идёт по системе и тех, кто не идёт. Причём не шли по системе только потому, что, повидав пропагандистов — отворачивались от Учения. Этот этап постепенно прошёл. Второй этап характерен был тем, что разделение пошло по интересам, стали формироваться элитные группы, политбюро и т.д. Третий этап ознаменовался тем, что Учение Иванова вошло в профессиональную деятельность. Кто не мог развернуть в своей профессии элементы системы, стал утрачивать позиции — как говорится, выдохлись на цитатах. Следующий этап — попытка группироваться в сельской местности в виде коммун, товариществ и т.п. Но и эти группы быстро развалились — кустарный подход к жизни не оправдал надежд. Кто–то попытался «пойти в народ», кто–то уединился где–то в лесах и т.д. В итоге — во многом разброд и растерянность.
Имея возможность на собственном опыте осознать и понять Учение Иванова в полевых условиях, в коллективе, который долгие годы идёт по пути строительства семьи по Учителю, можно выстроить основные положения и определить методологию социальных отношений внутри данной группы.
1.  Объединение людей без харизматичного лидера обречено на неудачу.
2.  Производственная деятельность коллектива не является его главным стимулом и объединяющим предметом жизни.
3. Поддержание жизненного уровня осуществляется по принципу равновесия возможностей и необходимости. Прибыль не планируется и не культивируется. На практике её нет ни в денежном эквиваленте, ни в продукции. Учитываются продукты только для прогнозируемого расширения коллектива. Причём их потребление сознательно снижается.
4.  Профессиональные возможности человека направлены на развитие учения или для поддержания хозяйственного уклада коллектива.
5.  Главенствующими факторами в совместной жизни группы людей являются:
*  Сознательное отношение к человеку и событиям (эмоциональное, инстинктивное, больное и непродуманное постепенно утрачивает силу).
*  Поддержание единого ритма жизни во всех проявлениях и отношениях. Это динамика действий, ровная психологическая атмосфера. Используются подсказки Природы.
*  Согласованность при принятии решений. Если у кого–то имеется отдельное мнение, то оно обсуждается до окончательного принятия всеми людьми группы.
*  Максимальная ответственность за данное обещание перед людьми выполнить то или иное дело. «Пообещал и не выполнил — всё равно, что умер. (П.К. Иванов)»
*  Умение принять на себя промахи всего коллектива, если таковые есть.
*  Если взаимоотношения между 2–мя людьми, членами семьи нарушены, то они восстанавливаются через осмысление проблемы с помощью Учителя, лидера группы. Понятие вытерпеть такого–то человека не принимается. Важнее его понять.
*   Из коллектива никто не изгоняется. Если человек принимает решение уйти из–за того, что он не нашёл взаимопонимания с несколькими членами семьи, то этому решению не препятствуют, но возможности возврата назад практически уже нет.
*  Опыт показал, что если человек в своей жизни пережил какие–то важные и тяжёлые события, связанные со своим становлением в системе Иванова, ему легче влиться в коллектив. Эти переживания, как правило, помогают подняться выше проблем в коллективе.
*  Негативное восприятие окружающими образа жизни членов коллектива по системе Иванова со временем уже не задевает, более того — у обидчиков появляется страх за себя и растерянность оттого, что они один на один остаются с собой. А абсолютная сила — есть общество, а не одиночка.
*   В совместной жизни нашей семьи мы учимся терпеть без воды и еды по 150 часов в неделю. Для тех людей, которые хотят приехать и жить с нами  есть непременное условие — уметь обходиться  минимум 108 часов  в неделю без пищи. Но и это в том случае, если коллектив общим решением приглашает присоединяться к нам этого человека.
Какие выводы из сказанного можно сделать? Как можно убедиться — ничего сверхъестественного в становлении семьи по Иванову нет. Однако эти простые истины очень сложно в комплексе решить на практике. Опыт совместной жизни по системе Иванова группы людей, называемой семьёй, и насчитывающий уже 15 лет, показывает, что уже определяются контуры нового и, может быть, небывалого социального устройства, которое наполняет жизнь человека радостью и удовлетворением.

 

Диалектика Порфирия Иванова

Л.П. Дидуренко канд. филос. наук, доцент СамГПУ
Здравствуйте! Две знаковых ситуации определили мою часть сегодняшних чтений. Первая связана с рецензией, полученной на мою работу, посвященную валеофилософии П.К. Иванова. Рецензент подметил то, что во мне развивалось подспудно: «представление о П.К. Иванове как о теоретике–философе, обсуждающем весь комплекс философских проблем». Ему показалось это сомнительным. Конечно, П.К. Иванов не был кабинетным философом. Его теория вырастала на почве практики. Это сильная практическая философия. Но сказать, что это была практическая философия — значит, допустить неточность. Вся сознательная жизнь Учителя Иванова, весь его 50–летний эксперимент в Природе, были философией. Это была жизнь — философия. А жизнь включает в себя всю проблематику мыслящего субъекта: онтологическую, гносеологическую, аксиологическую, социальную, антропологическую и прочую.
Второе событие, повлиявшее на выбор темы — это рассказ одного из самарских собратьев по проруби о самарской, опять–таки, женщине, видевшей П.К. Иванова. Будучи студенткой, возвращалась она домой с друзьями в поезде после сессии. Они шутили, смеялись, вспоминали сдачу экзаменов. И вдруг разговоры смолкли: мимо купе шел удивительный человек, высокий, солнечно–бронзовый, над могучими загорелыми плечами облако снежных волос, прозрачные, как небо, глаза. Чем–то его заинтересовала молодежь. И вскоре уже, окруженный студентами, он отвечал на их вопросы, а затем, услышав, что у кого–то из собеседников были затруднения при сдаче философии с «Диалектикой природы» Энгельса, вдруг стал рассказывать целые периоды из этой работы. Эта куйбышевская девушка тайком записывала его пересказ. И когда она вернулась в Куйбышев, то нашла «Диалектику природы», открыла её — и словно зазвучал голос необычного попутчика — это было совпадение текста и записанного в дороге рассказа.
Вот так и пришла ко мне тема диалектики в философии, практике и жизни П.К. Иванова. Вхождение в эту тему убедило меня в том, что жизнь, размышления, поступки, общение, сама философская и практическая система П.К. Иванова были тотально насыщенны диалектикой в её различных ипостасях. Был ли П.К. Иванов русским Сократом, который, подобно Сократу античному, применял диалектику как способ поиска истины в диалоге? Параллель эта очень условна. Потому что люди, общавшиеся с П.К. Ивановым, видели в нём не философа (в отличие от учеников Сократа), а либо Бога, либо волхва, либо целителя, изрекавшего бесспорные истины. К тому же, беседы Учителя с людьми носили не столько вербальный характер, сколько это был разговор с душой, сердцем, сознанием, подсознанием человека. «Мне важны душа и сердце человека» — говорил он. Такое общение определяло и своеобразный философский путь решения не абстрактных, а совершенно конкретных человеческих проблем (скажем, проблемы избавления от какого–либо недуга). Практическое движение по этому пути человека, получившего совет Учителя, и последующие решение проблемы прокомментировать можно словами, многажды повторенными в философской литературе: «Практика есть критерий истины». Истины Иванова были подтверждены практикой многих людей, освобождавшихся от болезней, находивших своё место в Природе и жизни. Истины Иванова определялись и были подтверждены и в ходе его уникальной познавательной практики и рефлексии в Природе. Он вышел на новый несократовский уровень диалога — диалога с Природой. Своеобразие этого диалога в том, что Учитель открыл себя Природе, впустил её в свое тело, в сердце, в сознание. Степень слияния была им выражена кратко и емко: «Я как есть Природа сама». В таком состоянии Учителю стали внятны сложное, противоречивое развитие самой Природы, её объективная диалектика, скрытые смыслы этой диалектики, их движение. Он обозначил это состояние словами: «Мысль моя Природа».
Итак, Учитель соединился с Природой своим телом, своим сознанием, своей мыслию. Стала ли от этого диалектика П.К. Иванова, как система его представлений о развитии мира, общества, человека, столь же объективна как диалектика Природы? И да, и нет! Да — в контексте сказанного выше. Нет — потому что Учителю были присуща высокая нравственность, ответственность и любовь к людям. И это не позволило ему в статусе, так сказать, сверхчеловека оборвать, как это рекомендуют псевдовосточные учения все привязки к человеческому миру, когда люди воспринимаются лишь как некие тени, как жалкие персонажи, не стоящие внимания небожителя. П.К. Иванов жил мыслью о людях, был открыт людям и помогал им. Он писал, что «Людей любит, как самого себя» Эта поистине космическая любовь к людям обусловила сохранение субъективно–человеческого в диалектике. П.К. Иванова. Он мягко, как взрослый мудрый человек, просит людей: «Детка»… «надо хоть немножечко попробовать» «пойти по этой дороге», и я «не сверхъестественный … был человек», «мой путь никому не закрыт», «зависит от нас всё». В практике человеческого познания Природы, взаимодействия с ней, в практике самореализации объективно–субъективная диалектика П.К. Иванова выступает как диалектический метод, как способ решения различных проблем.
Этот метод включает в себя:
v    резонансные отношения и сотрудничество действующего субъекта с живыми силами природы (Воздухом, Водой и Землей);
v    систему технологий, наработанных Учителем Ивановым, ядро которых составляет знаменитая «Детка;
v    личную работу, активность самого субъекта, самого человека;
v    идею, одухотворяющую весь процесс делания.
Кратко Учитель формулирует это следующим образом: «Роль не Учителева — роль Природы, а в Природе — дело, а в деле — труд, а в труде — идея».
Стержнем диалектики П.К. Иванова является система его представлений о единстве и взаимодействии противоположностей (своеобразное ивановское преломление центрального закона диалектики). Природа, по Иванову, находится в процессе движения, саморазвития. Внутренняя причина этого движения — взаимодействие противоположных сил, тенденций, сторон. Сама Природа внутренне противоречива. Она включает живое и мертвое, плохое и хорошее, теплое и холодное, старое и новое — небывалое, легкое и тяжелое, и т.п. В этой связи Учитель пишет: «Я … изучал всё то, что в человеке и в Природе ослабляет и разрушает, и всё то, что укрепляет и развивает». Так что же нас разрушает? Согласно Учителю нас губит односторонность, нарушение естественных балансов противоположных сил. Он пишет: «Нам нужно только хорошее и теплое…». И ещё: «Мы стараемся взять у Природы и использовать только хорошие стороны и избегаем всего плохого, но в этом имеется и обратная сторона медали: хорошее воздействие ослабляет организм, а плохое укрепляет его, заставляет более интенсивно работать и увеличивает защитные свойства». Другими словами, вычерпавшему в первой половине жизни отпущенную на жизнь меру хорошего и уклонившемуся от плохого, человеку во второй половине жизни уже хорошего не остаётся — остаются болезни, недовольство, печаль.
Вывод очевиден: необходимо равновесие в потреблении того и другого. «Естественный образ жизни по Учителю — это принятие в Природе не только хорошей, но и плохой стороны. Только тогда организм будет воспринимать любые качества, имеющиеся в Природе, и при этом оставаться в равновесии внутренних сил, то есть быть здоровым, в отличие от людей, живущих в технических условиях неестественным образом жизни». В оптимуме люди будущего иначе будут жить в Природе. Согласно П.К. Иванову: «Мы поделаемся людьми в Природе новыми — люди будут жить в Природе кругозорко, плохим и хорошим, да холодным и теплым».
Другой закон диалектики — закон взаимоперехода количественных изменений в качественные, Учитель практически реализует в самом себе, что и фиксирует в дневниках. Вот исходное состояние П.К. Иванова, оно им зафиксировано и оно достаточно стандартное: «Не сверхъестественный я был человек, и не надо меня честным величать. Я был одно время разбойник в Природе, грабил её, убивал жизнерадостность, не считался ни с чем, а себе строил благо — всё делал для того, чтобы жить хорошо». «Детство, молодость и возмужалые годы я провёл так же, как и все. Но потом удалился от всего того, что делали все люди. Я этой дорогой со своим здоровьем не пошел, стал её постепенно оставлять и стал приближаться к тому, чтобы подружиться с Природой». Практика в Природе, сознательное освоение её сил приводит к тому, что у П.К. Иванова появляются новые возможности, силы, качества, ощущения которых его самого приводит в изумление: «Я никогда ещё таким не бывал…». Нарастание этих возможностей приводит к тому, что у П.К. Иванова открывается дар Целителя. Распознав этот дар, к нему потянулись измученные болезнями люди. В какой–то мере это ускорило дальнейшее развитие самого П.К. Иванова. За болезнями, как за проблемами конкретных людей, он стал видеть проекции более высоких и сложных реальностей. Их осмысление постепенно вводит его в качественно новое состояние — состояние Учителя. Целитель исцеляет, он решает локальную проблему человека, к нему обратившегося. Учитель же помогает понять причинно–следственные связи, приведшие к проблеме, он включает самого человека в процесс самопознания, самореализации, в процесс глубокого осмысления мира. И через процесс осознания открывает перед человеком горизонты гармонии.
Таким образом, если Целитель оставляет обратившегося к нему человека в качестве пассивного объекта, то Учитель переводит его в статус активно действующего субъекта, ученика. Само имя «Учитель» позволяет понять основное содержание деятельности его носителя: У — символ центростремительного движения, символ движения вглубь, Чита (в пер. с санскрита) означает — познавать. Таким образом, в слове «учитель» аккумулированы представления «глубокое познание» и «глубокое знание». Сам П. К. Иванов определяет своё новое состояние в апрельском 1961г. письме студентам так: «Учитель всей здоровой жизни».
Одним из наиболее сложных законов диалектики, указывающим на направленность развития, является закон «отрицание отрицания». Учитель неоднократно осмысливал своё развитие в парадигме этого закона. Обратимся к его собственному свидетельству: «Я пошел в Природу, чтобы потерять своё прежнее здоровье и найти в ней новое и природное и бессмертное здоровье». И Учитель находит это здоровье, отрицая прошлое своё состояние в Природе. Но затем следует новое отрицание достигнутого состояния, связанное с тем, что Учитель раздает своё бессмертное здоровье людям. Зачем он это делает? Он делает это ради становления общества здоровых и бессмертных людей, живущих по совести, любовью друг к другу и к Природе и действующих как абсолютная сила.
Учитель хорошо видел новые горизонты, открывающиеся перед человечеством. Но осуществленное им самим он оценивал очень ответственно: «Я сделал только маленечкое дело». Хотя, по нашим меркам, он сделал великое дело. Но это наша мера его дел и качеств. Его собственная мера лишь подчеркивает гигантский масштаб этой уникальной личности. Спасибо за внимание!

Сила образности слова — качество жизни

Из опыта ясновидения

А.А. Иванова, ст. преподаватель каф. валеологии СамГПУ, 
ведущий сотрудник Гуманитарного центра Ивановых
В экстремальных для народа ситуациях у душевного человека утончается личная восприимчивость, и сокровенные движения влекут Душу к первоистокам жизни. Творчество на пути восхождения сознания к Богу открывает в идущих факторы всенародного. Искреннее усердие наших друзей коллег и студентов в сознательном и постоянном обновлении сущего рождает божественное в земном. Благодаря Учителю дыхание вливается в глубину Всецелого Единства, и Душа, ранее живущая в предчувствии какого–то нового постижения, учится осознанно всеприсутствовать через свой опыт! Спасибо, дорогие друзья за единодушие! Счастье на Земле, что на ней родился Паршек, что мы празднуем Его и наше рождение! Поздравляем тебя, наш дорогой Учитель! Поздравляем всех нас с тем, что у нас и здоровье хорошее, и добра наживаем!
Русский язык имеет огромный потенциал для раскрытия и накопления душевных богатств единых ощущений. Чуткий человек в древних молитвах, в героических и обрядовых песнях, в сказках, в потешках и пестушках, в пословицах и наставлениях педагогов, во всём прикладном творчестве может найти для себя и своих детей тысячи открытий–подарков. Наследие наших прародителей так высоко духовно и реальное одновременно, что ни горами золота не засыпать, не пеплом войн не зачернить. Но сможем ли мы через язык приблизиться к цели своего человеческого природного предназначения, или он будет продолжать служить средством мощного оружия разрушения сознания? Именно через основу русского языка  — образно–Небесного праязыка всех народов Земли, подаренного землянам Даждьбогом, мы поможем открыть природную действительность. Предоставление детям возможности видеть за сознательно подобранным словом движение образов, внутренняя сущность которых близка тому, что в данный момент с ними происходит, — это накопление сил, слияние разрозненных чувств и излучение
Человек — участник изначальных тайн Природы, и ясновидение — это видение слушателя, как ясное видение происходящего в образах, и это не аномалия, а нормальное состояние. Вопрос только в том, какое наследие течёт за ясновидцем из веков, опыт каких действий, а значит и образов, накопил его род. Душевно–глубокие ассоциации возникают в связи с личными вековыми многосторонними и яркими переживаниями, воссозданием явлений и переживаний душевного смысла. Подлинная здоровая образность мышления содержит в себе опыт нравственной смелой определённости и свободное от давления предметного мира внутреннее чувственно–образное зрение.
 В 80–х годах, за острое сострадание к страждущим и стремление им помочь, Природа открыла мне ясное видение внутреннего состояния человека, его болезней. Природа подсказывала причинно–следственные связи надлома, и многие люди получили помощь. Но в 1988 году перед портретом Учителя пришлось задуматься, почему Учитель сказал, что ему не нужны болезни, а нужны душа и сердце. За эти годы с Учителем много раз убеждаешься, что характеризующая человека — глубина его чувств. Не эмоций, при которых человек занят только тем, что думает о собственных телесных ощущениях, а чувств. Чувственность, чувствительность — это открытость встречному течению живых сил Природы, это излучающее любовь погружение в любовь людей, это общая вера и общие надежды, это стремление к познанию и обретению истинной человеческой красоты. Священная закалка по Учителю — величайшее сотворчество с Матерью Природой, и познание изначального целомудрия праязыка одаривают идущего ещё большей отчётливостью кругозора, благодаря чему расширяющееся сознание превращается в отобразительное зеркало вещего.
Перед явственностью личного прозрения открывается Душа Земли. Тихо, как рабочие пчёлки, ярятся бестелесные образы светлых мыслей, и всё в большем образном естестве видятся слова Учителя, что Природа — это люди.  Все люди мыслят образами. Эти образы живут в пространстве вечно. Они незримы для конкретного мышления, поэтому мало кто отдаёт в Природе отчёт за свои действия. Образ стоит за каждым звуком буквенного ряда русского языка, поэтому каждое исконное русское слово — это собирательный образ. В нём конкретная биоэнергетика, генезис памяти. Даже если мы не говорим, а думаем, образы, как процесс, Дух Мира, двигаются. Сказали слово — возник образ, а это процесс внутри организма, качество жизни, наше представление становится действенной силой.
Обретение изначального смысла слов. Учитель говорил, что люди будут говорить на расстоянии без телефонов. Раскрытие здоровой образности мышления может происходить только в конкретной практике по Учителю и на основе наследственных личностных качеств. То, что наши предки обладали образным видением, подтверждает грамматический строй речи, в которой существовали только существительные, глаголы и, появившиеся позже, определения. Понятие существительное — от «сущее, суть», и за каждым предметом действительно сущее Духовного Мира. Понятие глагол — от «голос, глаз». Человек в слух, т.е. в ухо произносил слово, обозначающее образ, который видел глазом. Огласить — это то же, что и оглазить, т.е. обежать сознательным взором состояние Природы и этим обратить внимание окружающих на видимый в своём сознании образ. Видеть процесс — это уже участвовать в его развёртывании. На этом эффекте основан и процесс загадок: «га» — это движение, гон. «Над дедовым двором висит крынка с молоком», — загадывает мудрец детворе о Млечном Пути, и видением этого процесса сам человек, как скоростной мерцающий поток мчится по Млечному Пути. Так что слова «глаз» и «глас» — слова одного понятийного ряда.
Кстати, от «слух» понятие «слуга» — т.е. это тот, кто слышит голос Природы. Прочувствованно пел Боян, вбирающий происходящее своим сознанием. Всё стихало, и голос стихий живёт вечно. Духовный человек погружается в тайну откровения, в изначальные формы и категории Природы. Согласно личным природным задаткам и степени образованности ясновидящий тут же зрит внутренним взором то, о чём идёт речь. Например, мы говорим о Солнце, как о предмете, физическом теле, сияющем в вышине. Наши же предки, очевидно, сказали бы так: «Солнце», так как образ Солнца — это образ человека высочайшего звания, избранного всем народом за нравственность быстрого мышления, вбирающего в себя все процессы Природы. Община жила в едином ритме, и всяк был открыт чувствам того, кто по мощи своей являлся выразителем всех. Вышел князь–Солнце на крыльцо, крикнул: «коня», и его светлой челяди — свите видно для чего, куда и с кем собирается вождь. Сияние высокого разума природным людям видимо и как физическое свечение тела. Мы можем отмечать лишь отголоски подобного здоровья в сиянии светлых ясных глаз и бело–румяного лица, статности и лёгкости тела. Народ сознательно культивировал высокие человеческие достоинства. А Учитель сказал, что мы этого ребёнка на руках вынянчим.
Природные закономерности. Напомним о таком существенном явлении Природы, как явление резонанса. Эволюционный потенциал человека таков, что он способен откликаться, отзываться на все окрасы, полутона чувств и своими ответными чувствами изменять ход многих действий. Следует учитывать, что пока в энергетических потоках Земли значительнее по массе близорукое потребительское негативное мышление. Мы говорим «приземлённый человек, приземлённость». Негативная мысль стелится по Земле, сворачивается с подобными и, помноженная, возвращается пославшему. Человек, не любящий свою среду, взвинчивает её ещё больше и не может подняться на более тонкий уровень чувствования.
У людей, ведущих обычный образ жизни, из смутности первопамяти, из ассоциаций, снов и мечтаний всплывают неосознанные стремления к прекрасному. Поэтому люди идут в театры, читают стихи, ищут других расплывчатых эпизодических коллективных утех. Но радужный спектр опыта внутреннего чувственного, тайно–сердечного уже много веков облекается в условные жесты, взгляды, пародии шутов на сущее. Значимые обряды давно перестали быть осознанным и лёгким прикосновением к чувствам, а стали методом условной объективации субъективного, обостряющим сверхиндивидуальное. Умышленные приёмы символизма широко используют религия, политика, искусство.  Образы, переведённые в разряд канонизированных символов, не двигаются в коллективном сознании людей, поэтому тут же становятся мёртвыми, а, значит, приостанавливается их развёртывание, т.е. эволюция. Существует множество тайных форм, выражающих солидарность заговорщиков. Выражение всевозможных форм в постоянном знаке, звукосочетаниях, форме и цвете, в жестах и движениях — это метод воздействия на психику человека, это гипнотизм: через набор специально подобранных фраз идёт заражение людей субъективными переживаниями; при помощи комбинаций зрительных, слуховых и прочих представлений в душевном, психическом состоянии бессознательно воспринимающих их людей вызываются мощные ассоциативные состояния, целыми аккордами звучат чувствования, аналогичные замыслу режиссёров.
Живое состояние Воды заковали в металлические купели, в стеклянные бутылки горячительных напитков. Как же пробиться к живой Водице–сестрице через такой кордон ребёнку, который упрашивает маму дать ему красное ведёрко, чтобы обливаться в саду с друзьями! Сокрытие принципа, стоящего за любым действием, — это ослабление или даже уничижение развития природной реалии.
Для тех, чьи чувства уже много веков замкнуты, вследствие уединённого обособления и отрицания единомыслия и единосочувствия, Мир Духа вообще не существует, сердце у таких людей мертво, они живут за счёт внимания к ним других людей. Направить человека на страдания, переживания — это сорвать мощные выхлопы энергии в свою сторону: думает, говорит человек об обидчике, оскорбителе — его же и питает.
Вглядимся в свои сны, ассоциации, вкусы и желания, вслушаемся в свой лексикон через призму образного наследия нашего народа. Кто в чём находится, тот это и народил в веках. Всё больше осознаётся, насколько школа, удаляя человека от живой проникновенности в реальность, обрекает его на одиночество в потоках образных кошмаров, которые плодятся больным сознанием людей.
 Мы уже не мало лет живём с Учителем в Ореховке большой семьёй и видим, что новый образ жизни и опыт в деле Учителя хороши для совестливого сознания. Сознательное уразумение реальности, преображающей Мир, высвобождает из плена причудливых мечтаний и влияния иллюзорности надуманного мира. Учитель говорит: «Я от плохой мысли бегу». Куда бежать? Снова и снова делать общественно полезные дела, тогда вокруг появятся хорошие люди, а тот же враг даже другом станет, если успеет.
             Обращаюсь ко всем нам! Слово «ХОР» означает — это «хорошее вечное наших родов». А это чувственное единомыслие и единодушие, при котором разрозненно развивающиеся в пространстве сознание и чувства слияются и ссияются в живое единство. Участники хора являются и певцами, и слушателями, и зрителями. Устремлённая сущность голосов единым живым энергетическим потоком уносит в Небесную высь личные и совместные переживания. Так обобщение реальности личного превращается в сверхреальность общего, Единого.
Сегодня мы предстаём перед Учителем со своими творческими отчётами. И разве можно разделить уже много могущее единство этого потока? Когда сегодня и завтра мы будем петь гимн славы человеку, поднявшемуся в Гору, и громко сказавшему добрым людям своё слово, наши торжествующие голоса будут вливаться в Едино Душный поток и возноситься к Учителю, к прародителям, а потом единым приумноженным Духом — снова и снова в наши сердца! Я так вижу и слышу! Мы уже все так видим и слышим, потому что мечтали и готовились к этому реально–прекрасному! Это и есть ясное видение!
с. Ореховка, Луганская область. Ю.Г. Иванов, Райское место, 2009-2015 гг.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика